Одесса считается гастрономическим городом, и это неудивительно - море дарит ей свежую рыбу, теплый климат - вкусное вино, овощи и фрукты, а разнообразие проживающих здесь национальностей обогащает одесскую кухню неповторимыми вкусами. Рестораторы соревнуются за благосклонность одесситов и гостей города, придумывая новые концепции и сочетания. То же самое происходило и сто лет назад.
Такой вывод мы сделали, когда нашли отрывок из календаря "Польского Дома" 1912 года, опубликованный и переведенный краеведом Стеллой Михайловой.
Заметка называлась "Где можно поесть в Одессе".
По мнению автора, который составил рекомендации заведений, в 1912 году самая изысканная кухня была в ресторане отеля "Лондонский", что на Приморском бульваре. Завтраки там начинались с 12 часов, обеды - с 17:00 до 20:00. Обед из пяти блюд стоил 2 рубля.
Кстати, отель "Лондонский" распахнул свои двери перед первыми гостями в далеком 1846 году. Основателем и первым владельцем отеля стал Жан-Батист Карута, знаменитый французский кондитер и гастроном. Возможно именно поэтому одесситам и гостям города так нравился ресторан в отеле.
Следующие заведения, которые рекомендовались в польском календаре - это ресторан "Пассаж", а летом - кафе на свежем воздухе на Бульваре, в Аркадии и в Александровском парке (ныне - парк Шевченко).
Последний находился по дороге на пляж Ланжерон и считался "визитной карточкой" города. Здесь произошло действительно историческое событие - на веранде заведения летом 1896 года братья Люмьер продемонстрировали горожанам первый в Одессе киносеанс. Сеансы крутили каждые полчаса, с 7 до 12 часов ночи, билет на просмотр стоил 25 копеек.
Также в статье в календаре "Польского Дома" 1912 года упоминается ресторан Кузнецова, который находился в здании Биржи, а также заведение Доди, что напротив Городского театра. Обеды из трех блюд стоили от 60 до 70 копеек.
Есть несколько интересных фактов о ресторане Г. И. Доди. Доди. Именно там проводили свои "Четверги" представители Общества южнорусских художников. Встречи проходили весело и по-товарищески, на втором этаже ресторана, в отдельном большом кабинете с длинным столом. Это был неформальный центр культурной жизни. После обеда каждый находил занятие для себя и для проявления своего дарования: художники раскладывали свои альбомы и рисовали друг друга, писатели и поэты читали свои произведения, певцы пели, кто умел - играл на рояле, иногда танцевали. Позже им подавали обильный ужин и большое количество вина.
В то время ресторан Г.И. Доди пользовался популярностью. Заведение предлагало разнообразные блюда, в том числе и из дичи.
Нам удалось найти найти найти открытку этого ресторана, на которой описаны некоторые блюда, которые подавались там. Солянка, мамалыга с брынзой, куропатки, рябчики, зайцы - таким кормили одесситов более 100 лет назад.
Далее польское издание рекомендовало ресторан "Квисисана", называя его "недорогим". Он находился на углу улиц Преображенской и Греческой.
Кстати, это заведение называют первым "бесконтактным" рестораном. Его открыл швейцарец Эдуард Берте. Ресторан был оборудован новейшими механическими буфетами - автоматами, где за пятикопеечную монетку можно было получить бутерброд или рюмку водки, за 15-30 копеек - купить быстрый завтрак.
По словам одессита Сергея Матвеева, цены в "Квисисане" были такими: рюмка хереса, мадеры или ликера, а также стакан белого или красного вина, или меньший стаканчик глинтвейна стоили по 20 копеек. Кружка пива - 10 копеек. А водка - по 5 копеек малая и по 10 копеек - большая рюмка. Автоматами предлагалась и закуска. Пирожные стоили по 5 копеек, всевозможные бутерброды - от 5 до 15 копеек за штуку. Через автомат можно было купить и некоторые горячие блюда (за 30 и 40 копеек). Еще два автомата наливали чай и кофе. По желанию клиента к этим напиткам подавались также сливки или лимон. Из отдельного автомата отпускался коньяк по 20 и 30 копеек за рюмку.
Путешественникам начала 20 века рекомендовали также посетить столовую, так называемую "паштетную" на улице Гулевой (ныне - улица Льва Толстого).
"Прекрасным рестораном является чрезвычайно популярное пивное заведение Брунса (Екатерининская, 14) в доме Вагнера, в котором когда-то жил Адам Мицкевич", - писали в польском календаре. Конечно, в то время это была главная пивная Одессы. Ее, кстати, любили два знаменитых писателя - Иван Бунин и Александр Куприн.
О пивной писали: "Славится замечательным пивом и хорошей домашней кухней. Несмотря на довольно скромную обстановку, с нависшим закопченным потолком и целыми облаками табачного дыма, в зале хватает места. Посещается хорошей публикой и дамами".
В польский гастро-путеводитель по Одессе 1912 года также вошел бар Витановского на Екатерининской улице и кафе "Emige" на улице Гаванной.
В последнем подавали несколько видов кофе: черный, со сливками, по-турецки, со льдом. В меню также был чай, молоко, какао, лимонад и кефир. В "Emige" на Гаванной были не только напитки. Можно было заказать вареное яйцо, яичницу с ветчиной, мясной бульон, сосиски и мороженое.
На "десерт" календарь "Польского Дома" оставил известные одесские кондитерские - Робина, Фанкони, Либмана и Печескаго.
Чем славились эти заведения?
Кафе Робина было открыто на первом этаже Дома Папудова. Оно находилось наискосок от кафе Либмана. Название кондитерская получила по имени своего владельца француза Павла Робина. Здесь были отдельные помещения для дам, бильярдная, летняя веранда. В кафе собиралась фешенебельная публика, но в отличие от кафе Фанкони, которое облюбовали коммерсанты, у Робина преобладали частные посетители. В самых известных путеводителях того времени писали, что кафе Робина предлагает "большой выбор разнообразных кондитерских товаров".
Удачное расположение кафе "Фанкони" сделало его центром встреч одесской элиты. Здесь скрепляли сделки биржевые брокеры и дописывали строки своих шедевров известные писатели. Чехов, Бунин, Бабель, Шаляпин, Уточкин и многие другие выдающиеся личности были частыми гостями этого заведения. Однажды кондитерскую посетил Владимир Маяковский.
Известно, что какое-то время заведение "Фанкони" было штабом легендарного одесского бандита Мишки Япончика.