Не виделись почти год: в Одессе жены военнопленных защитников Мариуполя организовали фотовыставку, - ФОТО

Прошло 10 месяцев, как Защитники Мариуполя попали в российский плен. Сейчас судьба большинства из них неизвестна.

В Одессе в поддержку пленных Героев прошла фотовыставка, в которой приняли участие их родственники. Журналистка 048.ua побывала на мероприятии и пообщалась с женами защитников.

В 11 утра в Городском саду женщины и мужчины начали расставлять деревянные стенды с фотографиями наших воинов, которые сейчас находятся в плену. Все они защищали Мариуполь. Такие акции проходят в разных городах Украины, рассказывает одна из ее организаторов Светлана Фтиц. В Одессе подобное мероприятие проводится во второй раз.

Фотовыставку организовывают родственники воинов, которые сейчас находятся в российском плену. 

София Грозан приехала из Кропивницкого. В плену находится ее парень, вместе они уже 4 года. Он служит в батальоне Азов с 2018 года.



"Был на Азовстали, вышел по приказу в мае месяце, уже 10-й месяц там находится. У нас нет с ним связи. Знаю только то, что он в одном из городов России. Обещали, что 3-4 месяца и будет дома, но уже почти год прошел и мы до сих пор ждем, чтобы их обменяли. Когда он был на Азовстали, переписывались мы где-то раз в день или даже раз в неделю. Он писал короткие смс, что все хорошо, не волнуйтесь, но мы чувствовали это волнение, как-то оно передавалось через смс, мы понимали, что там не может быть все нормально, что он не может себя чувствовать себя хорошо. Мы очень волновались. Хотели, чтобы все было хорошо. Но так получилось, что они попали в плен. На первых видео, где наши выходят из Азовстали, мы не увидели его. Первый раз увидели, когда он был в Еленовке. Видно было, что ему там очень плохо, такое лицо было (тяжело вздыхает), видно, что ему плохо, он хочет домой и надеется на то, что мы сделаем все, чтобы его вернуть".

Девушка вспоминает, когда в последний раз видела своего парня.

"24 февраля он был в Мариуполе, а виделись мы последний раз еще в начале прошлой зимы (2022 года, - ред.). А последний раз общались, когда он был в Еленовке. Он написал одно смс: "Не волнуйтесь, все будет хорошо" и после этого мы узнали, что их перевезли в другой город". 

Светлана Фтиц приехала из Мариуполя. В плену находится ее муж. Он защищает город с 2014 года - сначала был в добровольческих батальонах, а потом попал в Азов. Женщина вспоминает, как выезжали из города.



"Мы оставили Мариуполь 17 марта. Было очень тяжело. Второго марта у нас не было ни связи, ни света, ни воды, ни газа. Были под постоянными обстрелами - нас били всем, чем только можно - это корабельные снаряды, авиабомбы, грады, минометы. Было очень-очень тяжело. Квартира мамы осталась, моя квартира, а вот квартира брата и невестки - их нет.

В моей семье живы все, но у друзей... почти в каждой семье есть погибший. У моей подружки погиб ребенок, 14 лет. Они готовили на костре еду, у другой девушки погиб муж, когда ходил за водой, но она даже не знает, где он похоронен. 

Мы будем продолжать делать акции до тех пор, пока не вернутся все защитники Украины, не только Мариуполя. Мы считаем, что эти акции очень нужны, что они напоминают не только Украине, а всему миру, что наши ребята до сих пор в плену, находятся в очень тяжелых условиях: их там пытают и морят голодом. 



Алина приехала из Мариуполя. В плену муж, военный с 2015 года. 

"Последний раз связь с мужем была 23 марта, когда он был уверен, что я выехала на свободную территорию. Больше он мне не звонил. Уже из новостей я узнала, что он выходил из Азовстали. Я не знаю, был ли он ранен, где он сейчас. Я не знаю, какое состояние здоровья, я вообще о нем ничего не знаю".

Алина рассказывает, что ее 11-летняя дочь тяжело переживает то, что ее папа в плену.

"Ей трудно сойтись с одноклассниками, сверстниками. Ее никто не понимает. Все говорят: "Ой, подумаешь". А ей обидно такое слышать, потому что это ее родной человек, а другие так реагируют и не понимают.

Женщина рассказывает, как началось полномасштабное вторжение в Мариуполе.

"Была чистая питьевая вода для детей, потому что уже со 2го марта ничего не было. Воду для взрослых ходили набирать в источниках. Не сказать в то время, что вода была не вкусная - это была вода, для нас это было самым главным. Наш район сначала не так сильно обстреливали. Потом начало прилетать. Среди наших соседей не было пострадавших, но на соседних улицах было очень много жертв.

Выезжали 19 марта - тяжело и частично, восемь человек в семье, среди которых два ребенка. Блок-посты, обыски, провокационные вопросы от представителей "недореспублик". Спрашивали: "Как вы относитесь к нашей спецоперации". Были вопросы, а не хотим ли мы здесь остаться, а почему мы едем в Запорожье, россияне же день-два и там будут, "езжайте в Россию, мы вас пришли спасать". Мы сидели и молчали, потому что что-то говорить - пойдет разговор дальше, а нам проблемы не нужны были.

Это не то, что города нет. Это души нет. Я там прожила всю жизнь и каждый уголок своего города я знаю, с каждым уголком у меня свои воспоминания, но сейчас этих мест нет и никогда не будет. Город вернется в Украину, только он уже не будет таким. Он уже изранен, он разбит".

Всего с начала полномасштабной войны, по словам Владимира Зеленского, из плена удалось вернуть более 1,7 тысячи украинцев. В то же время, еще около 3 тысяч защитников остаются в неволе.

Читайте также: За сутки ВСУ ликвидировали около 800 оккупантов.