Редакция 048.ua продолжает пополнять рубрику "Старая Одесса" свежими фотоподборками. В этом материале мы собрали фотографии дореволюционной Одессы, которые передают атмосферу, царившую в городе более 100 лет назад. Некоторые места изменились до неузнаваемости, а кое-где можно рассмотреть знакомые очертания.
Таким во второй половине 19 века был Николаевский бульвар (ныне Приморский). Эту красоту пришлось снести ради строительства фуникулера, которое началось в 1900 году.
В конце XIX века одесская Молдаванка выглядела именно так. На фотографии можно увидеть улицу Виноградную с видом на Михайловскую церковь.
Храм был одним из старейших в Одессе. Заложили его в 1817 г., а в период Сталинских репрессий - уничтожили.
На следующей фотографии можно увидеть Херсонскую улицу (Пастера) 1910-х годов. Остановка возле городской больницы.
Улица известна с 1824 года. В 1900-х годах здесь появились клиники медицинского факультета университета, вписанные среди зелени архитектором Николаем Толвинским, а ранее бактериологическая станция. Но началом этого "медико-биологического комплекса" еще в 1808 году стала городская больница - монументальное здание с колоннами. Здесь работал хирург Николай Пирогов, его младший коллега Николай Склифосовский, а спроектировал здание больницы архитектор Тома де Томон.
Не все знают, что в 19 веке на месте Одесского морского университета (на углу Торговой и Мечникова) был Институт благородных девиц, построенный в 1833 году архитектором Боффо Ф. К.
Фотография 1890-х годов.
А это Елисаветинская улица. Дом в центре - водолечебница. Вот, что о ее строительстве писали в газетах в 1900 году:
"На днях состоялась закладка нового гидропатического заведения д-ра В. И. Абеля, строящегося на углу Преображенской и Елисаветинской улиц. Новый дом будет состоять из 2½ этажей. Первый этаж будет отведен под гидропатическое заведение, а на втором будет размещаться больница для нервных больных с постоянными койками. Водолечебница будет состоять из 2-х классов, по два зала в каждом - для мужчин и женщин. Второй класс рассчитан на удовлетворение потребностей среднего класса".
А это отрывок из газеты 1902 года:
"Гидропатическое заведение доктора Абеля и Я. Н. Валика открыто только в этом году. Здание построено гражданским инженером С. А. Ландесманом в мавританском стиле. Здание 3-х этажное. Межэтажный пол железо-бетонной конструкции. На верхнем этаже помещения для стационарных больных. На двух других этажах устроены 1-ый и 2-ой классы гидропатического заведения с одинаковым плановым расположением, но отличаются они только роскошью отделки".
А так выглядела старая эстакада в Одесском порту.
Об истории эстакады рассказал знаток Одессы Лев Штерн:
"Гордостью Одессы во второй половине 19 - начале 20 века была портовая эстакада. Эта эстакада, построенная в 1870-х годах, сыграла важную роль в становлении Одессы как крупного торгового, промышленного и культурного центра. Город особенно быстро начал расти с появлением в 1860-х железной дороги. Это позволило сильно увеличить вывоз хлеба через порт, что в свою очередь привело к бурному общему развитию города.
Хлеб загружался на корабли и отправлялся к покупателям. Однако при отсутствии в то время погрузочной техники работы велись портовыми грузчиками вручную, что тормозило перегрузку больших объемов зерна. К концу 19 века годовой экспорт хлебопродуктов составлял около 2-х миллионов тонн. Это и по сегодняшним меркам немало, а тогда - множество. Тогда для ускорения грузовых работ и была построена железнодорожная эстакада. Она проходила вдоль набережных порта и заканчивалась на Карантинном моле. Общая длина - 4 км, по высоте - 6 м.
Эстакада была собрана из дубовых балок и досок с двухпутными рельсовыми путями по верху. Через определенные промежутки в эстакаду были встроены каменные вставки для предотвращения распространения огня в случае пожара.
Эстакада исправно служила до 1905 г., но сгорела во время беспорядков. Тогда ее довольно быстро восстановили и она прослужила еще 10-12 лет, после чего ее разобрали на дрова".
Такая атмосфера царила в центре Одессы в начале 20 века. Фотография была сделана на углу улиц Ришельевской и Почтовой.
Возле нынешнего Архиологического музея. 1910 год.
Таким был Сабанеев мост в 1900-е годы. На фото можно увидеть стоянку извозчиков, слева - гостиницу "Крымская". Впереди - дворец графа Н. М. Толстого.
А это одесская тюремная площадь, Ильинское и Андреевское подворья. Справа в углу виднеется башня старого Тюремного замка, снесенного в 1894 году.