Уголь Донбасса: билет в один конец

После оккупации частей Донецкой и Луганской областей, Российская Федерация стала крупнейшим "импортером" украинского угля, пшеницы и технологий. Через пограничный таможенный пункт "Должанский" начали вывозить львиную долю краденого украинского имущества.

Кто этим занимается, сколько зарабатывает "таможенный комитет" оккупированного Луганска и кто им руководит? KibOrg News публикует базу данных пограничного пункта "Должанский", пишет в своем блоге на Цензор.нет журналист Максим Дудченко

Должанск (ранее Свердловск) - приграничный город Луганской области, который был оккупирован весной 2014 года. В июне из города вышли последние проукраинские силы после того, как было захвачено здание пограничной службы Украины в центре города. Тогда же незаконные вооруженные формирования захватили пограничный пункт пропуска "Должанский" и начали самовольно пропускать грузы из Российской Федерации. Уже 12 июня, в День России, боевикам впервые была передана тяжелая бронетехника - колонна танков Т-64.  

После этого реальное положение вещей на пункте пропуска "Должанский-Новошахтинск" оставалось крайне тяжелым. Гражданские, которым приходилось проходить таможню, жаловались на длинные очереди, ожидание в которых могло длиться более суток. Российские же пограничники относились к украинцам, в том числе и к тем, кто поддерживал Россию, как к второсортным людям. "А нам что с того? Хоть две машины пропусти, хоть сто - зарплата одна и та же", - можно было нередко услышать. Из России, например, нельзя было ввезти больше 10 литров бензина. С коммерческими поставками лекарственных средств из РФ в аптеки оккупированных Донетчины и Луганщины ситуация была еще хуже. О гуманитарной помощи говорить не приходится - она просто не доходила до жителей, от международных организаций тем более. А о "российских гуманитарных конвоях" с оружием для боевиков, которые в свое время сыграли ключевую роль в ходе боевых действий 2014-го, нечего уже и говорить.

Последние годы так называемым "Государственным таможенным комитетом" оккупированной части Луганской области руководил Юрий Афанасьевский. KibOrg News публикует списки руководящего состава "ГТК ЛНР" за 2015 год. Полные списки руководителей за 2020 год можете посмотреть по ссылке.

В 2021 году два образования даже смогли открыть границы друг для друга. Следовательно, между ними было создано "единое экономическое пространство". "То есть граждане и субъекты хозяйствования могут перемещать товары между республиками без каких-либо ограничений", - пояснил Афанасьевский. Тогда же это привело к повышению потока товаров из оккупированного Донецка в РФ, в том числе и через таможенный пункт "Должанский". KibOrg News публикует списки сотрудников таможни с характеристиками, а также документами некоторых из них.

За 2021 год в "государственный" бюджет квазиреспублики было перечислено более 200 миллионов рублей только через один пропускной пункт. На "экспорт" было отправлено 8903 груза.  

После захвата почти всей территории Луганской области в 2022 году, дела таможни существенно улучшились. К примеру, после оккупации Старобельска "ГТК" создали в городе внутренний таможенный пост. "Начальник таможенного поста "Старобельск"" Евгений Никитин рассказал, что пост "предназначен для таможенного оформления товаров и транспортных средств как субъектов внешнеэкономической деятельности, так и транспортных средств личного пользования".

"Заместитель главы" оккупационной администрации Старобельского района Александр Гончаров пояснил, что наличие таможенного поста в Старобельске якобы "решит многие насущные проблемы" сельхозпроизводителей. Однако, безусловно единственной проблемой людей в Луганской области является присутствие оккупантов, а реальной функцией таких внутренних постов является незаконный вывоз украинского имущества. Собственно, этим оккупанты начали заниматься задолго до 2022 года.

В период с 2015 по 2016 годы, когда большинство угольных шахт Донбасса перешло под контроль террористов, Россия активно начала вывозить украинский уголь, чем нанесла немалый ущерб экономике Украины. Катастрофическая ситуация сложилась с маркой антрацит, ведь все шахты, которые его добывали, перешли под фактический контроль РФ. В 2015 году Украине, которая до войны была экспортером этого топлива, пришлось наоборот его закупать, учитывая, что две трети тепловых станций использовали как раз только антрацит. После 2017 года оккупанты "национализировали" все украинские предприятия, а затем часть шахт была небрежно закрыта, что повлекло экологический кризис в регионе, ведь были нарушены системы водоотлива. Часть шахт продолжала как-то функционировать, но добывала уже значительно меньше чем до 2014 года.

В основном уголь отгружался в Россию через два железнодорожных пункта пропуска: "Красная Могила - Гуково" и "Иловайск - Матвеев Курган". Также постоянно работали шесть пограничных пунктов из Донбасса в Россию: "Изварино - Донецк", "Червонопартизанск - Гуково", "Должанский - Новошахтинск", "Марьинка - Куйбышево", "Успенка - Матвеев Курган", "Новоазовск - Весело-Вознесенка". Оформление фур происходило за считанные минуты. KibOrg News приводит таблицы "экспортных" грузов с 2015 года, которые прошли через пункт пропуска "Должанский - Новошахтинск". На таблицах отображены дата вывоза, отправитель, получатель, вес, а также информация о перевозчике и регистрационный номер тягача и прицепа.

Отдельная таблица посвящена ООО "ГОФ ДАРЬЕВСКАЯ-1". Ее крупнейшим покупателем тогда стала гонконгская компания "GRECOL LIMITED" (RM.709 WELLBORNE COMMERCIAL CENTRE, 8 JAVA ROAD). По этому же адресу был зарегистрирован оффшор "Chinese Russian Refractory Company Limited". Эта таблица, в частности, подтверждает давнюю информацию журналистов об ООО "Углетехнологии". Эта фирма основана в 2016 году и была одной из крупнейших в вывозе краденого угля. В 2018 году "Углетехнологии" были внесены в санкционный список США, как оказывающие всестороннюю поддержку так называемым "ДНР" и "ЛНР".

В список якобы иностранных компаний, причастных к покупке ворованного угля, также принадлежит Лондонская "OLIGAR BUSINESS LTD" (SUITE 95, LONDON). Каменный антрацит марки "АКО" она получала от ООО "ИНТЕГРАЛ", которая зарегистрирована в пгт. Щетово, ул. Стаханова, 36. По состоянию на 2016 год "OLIGAR BUSINESS LTD" прекратила свое существование. 

В приложении о позициях, которых нет в реестре, мы можем увидеть, как ЧП "Углетехнология" присылала российской ООО "Бизнестранслогистик" уголь марки "Т", а ООО "ФПГ Восток-Запад" - "LTD MIRTES TRADE London UK" антрацит марки "АО". Сама же "Углетехнология", как и "ГОФ ДАРЬЕВСКАЯ-1" были внесены в список крупнейших налогоплательщиков оккупированной Луганщины.

Однако уголь, конечно, не единственный товар, который воровали и продолжают воровать Россияне. К интересным позициям 2015 года относятся продажа алюминиевого сплава марки АК5М2. Этим занималась ООО "УГОЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ" из Донецкой области. Покупателем была Лондонская компания "LINNELL VENTURES LIMITED" (6 FLOOR, 52-54 GRACECHURCH STREET, LONDON), которая прекратила свое существование в 2019 году. Согласно реестру, в 2011 году ее директором стал Александр Протасов. Адресом же для корреспонденции указано оккупированную Макеевку.

ООО "ЮНИС" из Хрустального (ранее Красный Луч) Луганской области экспортировал в лондонскую "CHAPTERSEEVEN LIMITED" (OFFICE 30,2 LANSDOWNE ROW, LONDON W1J 6HL) сплав АК5М2 в форме чушки, свинцовые и алюминиевые слитки, латунные и медные блоки. Однако в британских реестрах отсутствует информация об этой компании, зато по этому адресу зарегистрированы еще три фирмы. Сама же "ЮНИС" до сих пор продолжает работать в оккупации. В конце 2022 года со стороны оккупационной администрации было принято решение о "предоставлении субсидии на модернизацию производства". С 2017 года ООО "ЗАВОД СТАЛЬНОЙ ДРОБЫ" из Алчевска начал отгружать российскому ООО "ЮСТИЛ" из Каменск-Шахтинска стальную дробь, которая используется на дробеструйных машинах для механической очистки металлов от грубого загрязнения. Основным видом деятельности компании является оптовая торговля металлами и металлическими рудами, из чего можно сделать вывод, что украинская дробь у них задерживалась ненадолго. Соответственно и после оккупации Луганщины официальные доходы компании выросли с 7.8 миллионов рублей в 2016 году до 752 в 2018. В 2022 году "ЮСТИЛ" был ликвидирован.

Война на Донбассе вызвала коллапс в работе Алчевского завода. Это способствовало уменьшению зарплаты и сокращению рабочих. Официально директором завода в 2016 году был Виктор Положий, однако по неофициальной информации свое влияние на предприятие имел Владимир Полубатко, которого еще называют "датским принцем сепаратизма" из-за того, что он является гражданином Дании и по данным некоторых СМИ спонсировал террористов "ЛНР". Об этом в 2016 году писало издание "Трибун".

В первых числах таблицы за 2016 год между трикотажными юбками для девушек и сахаром, значатся авиадвигатель ТВ3-117ВМ и главный вертолетный редуктор ВР-14 к нему. Этот авиадвигатель считается одним из самых надежных в мире. Модификация "ВМ" предназначена специально для советского ударного вертолета Ми-28, который Россия, в частности, использует на войне с Украиной. Также такие двигатели устанавливались на Ми-8МТ и Ми-17.

В начале 2000-х годов Россия пыталась купить украинское двигателестроение, однако получила отказ. После этого она решила создать собственное производство двигателей типа ТВ3-117. В 2011 году в Санкт-Петербурге был заложен новый завод "Петербургские моторы", а пока его не построили в 2014 году, в период с 2009 по 2011 РФ собрала более 500 таких двигателей, используя украинские комплектующие.

Производством двигателей ТВ3-117 в Украине занимается запорожский завод "Мотор Сич", который имел тесные связи с оборонно-промышленным комплексом Российской Федерации еще задолго до ареста Богуслаева и событий 2014 года. После начала войны на востоке Украина запретила военно-техническое сотрудничество с Россией. Тогда же президент Украины Петр Порошенко своим указом № 549/2015 16 сентября ввел в действие решение СНБО Украины "О применении персональных специальных и экономических и других ограничительных мер (санкций)". Под санкции, в частности, подпали двигатели ТВ3-117.

В Россию в 2016 году этот двигатель попал через Луганский авиационный ремонтный завод. В 2009 году ЛАРЗ достиг полного цикла серийного капитального ремонта вертолетов Ми-8, Ми-14, Ми-17, Ми-24, Ми-35 и их модификаций. Тогда это позволяло Украине быть более независимой и конкурентоспособной на мировом рынке капитального ремонта авиатехники. Завод входил в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины. Тогда же предприятие передало московскому ООО "РУСАВИА" всего четыре двигателя и столько же редукторов к ним. По состоянию на 2023 год московская компания находится в процессе банкротства.

Сейчас ЛАРЗ окончательно потерял свой кадровый потенциал и на заводе почти не осталось ни испытателей, ни технологов. Первый директор завода Станислав Томилов стал соучредителем нескольких фирм-прокладок в РФ: ООО "ЛАРЗ-РУС" и ООО "ТД ЛАРЗ". "РУСАВИА" же выступила соучредителем для ООО "ЛАРЗ-РУС". Точно трудно определить сколько всего денег было отмыто через такие схемы с фирмами-прокладками, однако в 2016 году ГП "ЛАРЗ" передал ООО "РУСАВИА" комплектующих на чуть более 900 тысяч рублей, что, вероятно, значительно меньше реальной их стоимости. 

В декабре 2022 года гауляйтер области Леонид Пасечник постановил своим указом ликвидировать "ГТК" и таможенная граница псевдореспублики с Россией стала административной. Теперь для кражи украинского угля, металлов, технологий, пшеницы и т.д. россиянам уже не нужны никакие документы или фирмы-прокладки. Разграбленные предприятия и затопленные шахты должны стать важными пунктами первоочередного восстановления бывшего украинского промышленного величия после деоккупации востока Украины.

Использованные в статье документы можно скачать по ссылке

Сообщество KibOrg предлагает полную базу данных таможни "Должанский" с таблицами "экспорта" за все годы оккупации и многим другим для исследования журналистам, общественным активистам, специалистам по вопросам информационной безопасности.

KibOrg News - проект журналистов и IT-специалистов, которые объединились под именем легендарных киборгов для борьбы с агрессором в информационном пространстве.

Мы расследуем преступления россиян в Украине, разоблачаем деятельность коллаборационистов и развенчиваем российские фейки.

Партнерский спецпроект
15:45, Сегодня
Партнерский спецпроект
17:00, Вчера