"Хочешь что-то сделать хорошо - сделай это сам": как блогер из Одессы популяризирует город в Тик-Токе

Часто говорят, что Одесса - красивый город, но заброшенный: старый центр разрушается, много мусора на улице и вообще - никто ничего не делает. Но есть замечательная поговорка - хочешь что-то сделать хорошо - сделай это сам. Так решила и героиня нашего интервью.

Юлия Карабаджак - блогер, которая рассказывает в соцсетях о нашем городе. О ней узнали в Одессе и за ее пределами, когда девушка рассказала о маршруте "камышового" 20-го трамвая. Юлия самостоятельно организовала уборку на конечной остановке возле лимана.

Как девушке удалось одним видео в Тик-Токе организовать большую уборку вместе с волонтерами и коммунальщиками и о пути Юлии от выпечки пирожных до добрых дел для города - читайте далее в нашем интервью.

Расскажите о себе, чем вы занимались раньше?

Я занимаюсь только блогерством. Еще до начала войны у меня не было постоянной работы. Какой-то период я выпекала пирожные, почти полгода наверное, делала их на заказ просто потому, что нужно было что-то делать руками, отвлекаться от новостей и не держать постоянно телефон в руках. Но, в конце концов, поняла, что это не мое, потому что я не могу быть закрытой на кухне. Мне нужно быть с людьми, нужно быть на публике, общаться, что-то рассказывать.

Об Одессе я хотела рассказывать еще с 2018 года. Тогда у меня была идея: я снимала видео для своего ютуб-канала, но я, так сказать, на Одессе тренировалась, потому что вообще у меня было желание быть тревел-блогером. Я постепенно покупала себе билеты в Европу, составляла маршруты... Начала путешествовала, но в одном из таких путешествий я потеряла свою видеокамеру с карточкой памяти, с кучей видео, а потом уже начался ковид. Я поняла, что точно уже никуда не поеду. И, в принципе, эта идея отошла на второй план.

За несколько месяцев до полномасштабного вторжения я пошла на курсы экскурсоводов. Думала, попробую как-то для туристов проводить экскурсии, но, в конце концов, курсы я так и не закончила. Я прослушала теорию, а на практике поняла, что мне не очень интересно. Пирожные - это тоже не мое. К тому же я увидела, как много людей уезжают из Одессы. И надо держать курс на украинизацию. Сейчас самое время. Нужно уже найти свой собственный фронт и на нем тоже прилагать усилия к нашей общей победе. 

Вы ведете блог на украинском языке. Было ли трудно перейти с русского на государственный?

Мне кажется, сложно найти человека, который в Одессе с рождения на украинском разговаривал. Таких единицы. Было сложно. Надо было пережить эти переломные моменты, когда говорили, что русскоязычные украинцы хуже всех остальных, и поэтому мне было из-за этого очень обидно и больно. Потому что здесь пытаешься тоже как-то помочь своей стране, а тебя за это подавляют, что ты просто не на том языке разговариваешь. Сначала у меня было сопротивление, но потом понимала, что они правы.

Почему решили вернуться к блогерству?

Поняла, что хочется создавать комьюнити образ Одессы, приветливой ко всем, потому что знаю, что в городе много внутренне перемещенных лиц. Хотелось создать атмосферу, что здесь они - дома. И языковой вопрос, чтобы он как-то не так воспринимался, чтобы в новостях не писали, что в Одессе снова люди на русском языке говорят. Показать, что Одесса тоже меняется.

Также хочу, чтобы обо мне знали, подходили на улице, но надо было иметь миссию. Я выбрала путь, который для меня ценнее, потому что идти просто за деньгами - недостаточно. Моя миссия - это что-то изменить, что-то создать.

Какое было первое видео, после которого вы решили дальше снимать и выкладывать все в Тик-Ток?

Я Тик-Ток не планировала вообще вести, у меня был инстаграм, но он медленно развивался. И потом одна моя знакомая спросила, есть ли у меня Тик-Ток, я говорю - нет. Я даже не знала, какие там видео вообще есть. Думала, что нишей, которая мне нравится, никто не заинтересуется. Но она меня так спросила и говорит: "а ты попробуй". Я подумала, а что я теряю? Ну хорошо, попробуем. И кажется, что первое видео было о Леониде Утесове, о песне "У Черного моря". Все началось с того, что я когда-то услышала что-то или на курсах, или сама прочитала и подумала: "о, я этого я не знала раньше" и наверное, что кто-то также, как я, не знает, то надо рассказать. Мне понравилось, что появилась украинская версия этой песни.

И когда увидела, что там не пятьсот просмотров, а несколько десятков тысяч, то поняла, что наверняка есть в этом смысл. Очень была поражена комментариями, потому что люди действительно посмотрели. Они имеют какое-то мнение по этому поводу, его высказывают. Это очень вдохновляет. Поэтому я поняла, что надо продолжать.

Я видела ваше видео о 20й трамвай и меня оно вдохновило. Потому что не все знают об этом маршруте. Мне понравилось, что вы не просто рассказали о нем, а взяли инициативу в свои руки и сами сделали там уборку. С чего все началось?

Все началось с того, что я пришла летом на культурную реставрацию, увидела книгу, взяла ее почитать. Это была книга Дмитрия Жданова "Трамвайные истории Одессы". Там была информация об остановочных павильонах, она для меня была не нова, но она меня вдохновила сделать об этом видео. Напомнить людям об этом, рассказать и проехаться на 20-м трамвае. Это для меня тогда было таким открытием. Я думала: "о, боже, так хорошо, почему об этом никто не говорит, ничего с этим не делает".

Сначала сделала стикеры и аудиогид.

Он длится почти полчаса, я ездила по этому маршруту несколько раз, отмерила время, которое там занимает от одной остановки до другой. Честно, думала, что я на нем много заработаю, но оно не совсем получилось. Впрочем, все равно, идея была в том, чтобы показать, что Одесса может быть другой. Она может быть и на украинском языке и не только о двориках, котиках и Дюке де Ришелье, который сейчас нас не может порадовать своей улыбкой.

В ноябре сделала видео, которое "залетело" на более чем полмиллиона просмотров.

Это пять причин проехаться 20м трамваем. Многие люди вообще не слышали об этом маршруте. Потом люди начали пользоваться им, потому что я получала отзывы - они пользовались аудиогидами. На новый год я поехала во Львов на 2 дня и там был рейс "Львов - Львов сказочный" до Брюховичей, на ретро-поезде. Там был только ретро-локомотив, а вагоны были обычные. Он привлекал внимание, он издавал громкие звуки на весь город и там куча была куча туристов. Все путешествие занимало туда-обратно час: 15 минут в одну сторону и 15 - обратно, еще полчаса мы были на этой станции.

Такая идея, вроде бы, очень простая, но и гениальная, и людям нужно было праздник. Там, ну извините, даже живописного вида на самом деле не было, а у нас есть трамвай, есть история, есть кладбище, есть этот камыш. И я подумала, почему бы это не сделать у нас в Одессе.

Эта мысль просто не давала мне спать, потому что потенциал реально есть, но, конечно, над этим маршрутом надо поработать. Привести его в порядок.

И вот в марте я увидела анонс события "Хакатон - генератор идеи". Это был двухдневный интенсив, где учили создавать проекты из идей, и я выступила на нем со своим проектом. Мне было интересно увидеть, какая будет обратная связь. Мы заняли 3 место, и это для нас позволило разместить наш проект на краудфандинговой платформе. Но проект был недоделан до конца, потому что, например, я хочу на конечной остановке сделать парк, зеленую зону отдыха. Я только знаю, что мне надо деревья высадить и лавочки поставить, но я не знаю, как это вообще воплотить в жизнь, какие документы нужны, сколько денег.

И так же отреставрировать остановку. Первый этап, который был такой, более-менее реальный - это сделать уборку мусора. Там его было много, и я так же сделала видео, на него откликнулось более сотни волонтеров. Я со всеми связалась, люди пришли. Департамент городского хозяйства отреагировал на это видео, обратился, пригласил на встречу. Они сказали: "идея - супер, давайте все вместе объединим усилия, и это все воплотим".

Есть предложения, потому что я так же сейчас открыта к людям, которые могут чем-то помочь или опытом, или знаниями, или контактами с кем-то, чтобы еще чем-то. Мне очень хотелось, чтобы это был максимально народный проект, чтобы как можно больше людей увидели, что все в их руках, и они имеют повод собой гордиться. Когда-то они приедут со своими родственниками и скажут: "смотри, это дерево я здесь посадил, а здесь мы с друзьями убирали". Чтобы они понимали, что все возможно, что мы не маленькие люди, которые ничего не могут сделать.

Люди говорят: "Одесса - заброшенный город, там архитектура такая, ой грязи куча". Я на это всегда отвечаю: "И что? Какие ваши предложения?". Потому что говорить о плохом все могут, а что вы можете сделать, чтобы это как-то изменить? Потому что проблемы действительно есть и требуют решения.

Как прошла ваша уборка?

Я думала, что будет всего человек пятьдесят. Вот будет клево, думала. А записалось 134. Не все в конце концов смогли прийти, но где-то сотня была.

Мы убирали очень быстро, справились где-то за полтора часа, потому что действительно людей много, еще и коммунальщики были. Мы приехали все на конечную остановку, сели в один вагон, проехали полностью весь маршрут, прослушали аудиогид. Затем разделились на группы на определенные локации. Там быстренько убирали и после уборки для нас еще провели экскурсию. Она длилась тоже полтора часа, у нас был партнер, который кормил вкусностями. И вот с экскурсией мы посетили кладбище, послушали его историю. Потом в пещеры поднялись. Я там впервые была вообще, не представляла, что там такое есть. Уже после этого на свой собственный вагон сели и вернулись обратно.

Вы убрали мусор на всем пути 20-го трамвая?

Мы взяли весь маршрут, но там были такие территории, например, в глубине камыша, там местность такая, земля болотистая. Волонтерам не очень рекомендовалось там находиться, потому что это опасно. Там нужна техника, нужны специалисты. А у меня еще были волонтеры школьного возраста. Поэтому не все участки мы там задействовали.

Результат ощутимый. Я даже получила отзыв от одной девушки. Она пользуется этим трамваем, она ехала и говорит, что не сразу поняла, что происходит. Увидела уборку и говорит, что убирают очень упорно.

У нас есть общий чат и много энергии. И вот сейчас надо искать, куда ее еще, эту энергию, направлять.

Какие еще есть идеи относительно 20-го трамвая?

Идея завершена. Конечно, хотелось дальше развивать, например, чтобы была экскурсия, потом и кладбище, и вот эти пещеры. Но, честно, там и с пещерами много работы. Возможно, это будет другой проект. Также было бы хорошо, чтобы был отдельный вагон, экскурсионный. Чтобы он так же был с аудиогидом. И люди, например, на Херсонском сквере садились на этот экскурсионный вагон, проезжали полностью весь маршрут, любовались природой. А на конечной в парке чтобы было комфортно, чтобы были обустроены туалеты, чтобы была возможность водичку взять и сфотографироваться с этим вагончиком на фоне отреставрированной остановки.

А дальше, кто знает, может это привлечет внимание и к Хаджибейскому парку, который там когда-то был. Именно ради которого и был построен этот маршрут в 1883 году. Я видела статьи в 2018 году, что планировалась реставрация того парка. Даже бюджет был прописан, но почему-то ничего не сделали.

В 2019 году планировали отреставрировать все бельгийские остановки, которые есть в городе. И так же почему-то ничего не сделали. У меня есть такая прям очень сильная надежда, что сейчас можно сделать все.

Что еще вы планируете изменить в Одессе к лучшему?

Дюковский парк бы привести в порядок. Потому что там просто печаль, а место, во-первых хорошее, а, во-вторых, историческое. В том районе нужна локация для прогулок, чтобы там было безопасно и интересно. Потому что я, например, помню, как когда-то работала неподалеку от этого парка. Мне было 16 лет и очень часто я заканчивала рабочий день в 11 вечера. Маршруток уже не было, мне нужно было как-то добраться домой. Мне нужно было вдоль всего парка идти, и это было самое страшное для меня испытание, потому что кто знает, что в том парке происходит? Там происходили страшные вещи. Поэтому, глядя на то, как выглядит парк Победы, парк Горького, хочется, чтобы Дюковский парк так же выглядел, потому что он этого заслуживает. И людям это нужно.