Приграничный район Украины, город районного подчинения, центр района, узловая станция на разветвлении Одесского и Молдавского отделений Одесско-Кишиневской железной дороги. Именно так, и не только, называют один из городов Одесской области - город Раздельная.
Первые упоминания о нем появились примерно в 60-е годы XIX века. Журналисты 048.ua посетили приграничный город, посетили выдающиеся места и подготовили самые интересные упоминания из истории его возникновения и развития.
Откуда пошло название города
Существует несколько версий появления названия "Раздельная". Если спросить местных жителей о его происхождении, скорее всего, услышите рассказ о городе, который выступает неким разделителем между двумя ветвями.
Возникновение населенного пункта пришлось на строительство Одесско-Балтской железной дороги, закладку которой отметили 4 мая 1863 года. Тогда же начались работы на главном пути Одесса - Раздельная. Новую станцию назвали так, поскольку здесь магистраль разделялась на две ветки: одна - до Парканов (сегодня Балта), вторая - до Бирзулы.
Железная дорога была неким разделителем между Одессой и Тирасполем, отсюда возникло название - Раздельная.
Существует и другая, менее известная, версия появления названия города, связанная с озером. По сохранившимся архивным записям и фото, возле железнодорожной станции было озеро, которое в засушливые годы пересыхало и образовывались два бассейна разделенных линией суши. На этом месте была построена водокачка, которая давала воду для паровозов.
Водонапорную башню можно увидеть на фото, где изображена станция города в 1914 году.
Поэтому и существует мнение, что некоторое время станция называлась Водо-раздельная. Впоследствии элемент Водо- отпал и осталась только вторая ее часть - Раздельная.
Железнодорожный вокзал
Первыми поселенцами Раздельной были собственно рабочие железной дороги. Впрочем, жизнь людей была не самой легкой: жили в землянках, вагонах и сбитых бараках неподалеку железной дороги, не хватало питьевой воды. Рабочих жестоко эксплуатировали: они работали по 15-16 часов в сутки, а зарабатывали в среднем по 25-30 копеек в день.
В 1863 году возле станции уже возник небольшой поселок из 20 дворов, где проживало около 179 человек. В том же году здесь открыли первый магазин, два кабака, пекарню, почтово-телеграфную станцию, аптеку.
Через Раздельную постоянно шли грузы на Одессу. От нее проложили стратегическую ветку к румынской границе. Таким образом, Раздельная превратилась в железнодорожный узел и в 1906 году стала станцией первого класса Юго-Западной железной дороги.
В связи с этим расширились и службы. В следующем, 1907 году, появилось оборотное депо, где проводился текущий ремонт и заправка паровозов. Железнодорожная мастерская имела вагонное и паровозное отделение, где ремонтировали подвижной состав и изготавливали запчасти. Тогда на станции работало около 300 рабочих.
Сегодня железнодорожный вокзал города, к сожалению, понемногу приходит в упадок, как и сама железная дорога Одесской области. Количество поездов сокращают, на вокзале не проводят ремонтных работ, а автостанция уже давно не работает. Однако, через Раздельную ежедневно продолжают проходить немалое количество пассажирских поездов, пригородных электричек и грузовых вагонов.
Исторические и выдающиеся места города
Добраться в город Раздельная возможно любым удобным способом. Обычно сюда приезжают пригородным или пассажирским поездом местные жители, автобусом из небольших поселков Раздельнянского района или собственным автомобилем.
Центр города сосредоточен возле железнодорожного вокзала, как исторического памятника и культурного наследия.
Это уже новое здание, которое построили в ноябре 2003 года. Вокзал был подарком местным жителям и работникам крупного железнодорожного узла Раздельная, а также пассажирам, которые пользовались железнодорожным транспортом.
Напротив вокзала размещается обновленная Привокзальная площадь. На ней можно наблюдать много аллей с зонами отдыха, расходящихся в разные направления города из одной точки - выдающегося памятника Тарасу Шевченко. Он появился в Раздельной в 2008 году. Скульптуру выполнил заслуженный художник Украины Алексей Копьев, точно повторив одесский монумент.
Пройдя дальше, наблюдаем здание, хорошо знакомое каждому местному жителю - "Жемчужина". Еще в 1974 году городской совет выделил земельный участок под строительство Дома быта, который сдали в эксплуатацию в декабре 1979 года. В 1999 году 3-й и 4-й этажи здания передали для размещения Центра творчества детей и учащейся молодежи. На первых двух этажах размещались бюджетные организации ветеранов и инвалидов, библиотека, туристический центр, все технические помещения.
Позже там открывались частные кабинеты, парикмахерские, фотостудия, бар и другие поставщики услуг. Сегодня же от бывшей "Жемчужины" осталось только название, которое вскоре изменят, поскольку Дом быта переходит в новую собственность. Кстати, именно по этому поводу сейчас в городе продолжается "спор" между Раздельнянским районным советом и ПК "Раздельнянский райбыткомбинат".
Сразу возле "Жемчужины" размещаются и другие исторические места приграничного города.
Вот, например, заброшенное здание, когда-то носившее название местного кинотеатра.
Единственный раздельнянский кинотеатр "Юбилейный" открыли в 1970 году. Для нескольких поколений он был предметом ярких воспоминаний и переживаний.
Обидно, но тенденция запустения культурных сооружений постигла и этот кинотеатр. Не влияло ни расположение в самом центре города, ни популярность места. Вопрос о решении судьбы "Юбилейного" поднимался в течение последних лет: помещение нуждалось в капитальном ремонте, было закрыто, но все равно сдавалось в аренду. Впоследствии Раздельнянский районный совет выставил кинотеатр "Юбилейный" на аукцион. Народные депутаты обещают, что на месте культурного памятника Раздельнянщины появится торговый центр, но на самом деле раздельнянцы в очередной раз получат очередное заброшенное здание в центре города.
Впрочем, площадь перед кинотеатром недавно отремонтировали и сейчас она выглядит пригодной для отдыха.
Рядом можно посетить местный Дом Культуры, который построили в 1971-1975-х годах. Там регулярно проводят городские мероприятия, церемонии награждения и концерты.
Кроме этого, в здании размещен Раздельнянский народный историко-краеведческий музей, куда можно посетить экскурсию.
Миновав Дом Культуры, попадаем в местный парк, который кардинально изменился за последние годы. Из старого здесь остались старые фонтаны, несколько одиночных скамеек и исторические памятники, посвященные героям, освободителям города и погибшим воинам во времена Второй мировой войны.
С момента реставрации аллеи здесь появились уличные борды, где указаны имена погибших воинов раздельнянцев, отдавших свои жизни в большой войне.
Посреди аллеи размещена Свято-Николаевская церковь.
Завершаем прогулку посещением Раздельнянского УВК "школы-гимназии" №1. В начале 2023 года школу переименовали в Раздельнянский городской лицей №1.
На территории школы есть большой стадион, где в теплое время года занимаются дети. Также ежегодно приезжают ученики из разных школ района и области для участия в соревнованиях.
У входа можно увидеть памятник двум воинам из Раздельной, погибших в войне в 2015 и 2019 годах.