В Одессе в начале апреля стартовала работа над лентой об Александре Довженко, где одной из главных героинь станет сама Одесса образца 1926 года. Лента биографическая и приурочена к 130-летию знаменитого украинского режиссера, но в ней покажут и расскажут о многих исторических фигурах, которые жили и творили в городе у моря. В фильме будет любовный треугольник, часть истории местного кинематографа, а также вор.
Больше подробностей о предстоящей ленте знает корреспондент 048.ua
Одесская киностудия в начале апреля анонсировала старт работ над новой лентой. К 130-летию Александра Довженко планируют снять биографический фильм.
Сейчас проект находится на стадии кастингов и разработки плана съемочного процесса. Но уже известно, что снять материал планируют до сентября 2024 года, после чего он попадет на монтажный стол. Массовой аудитории кинокартину хотят показать в 2025 году, но точных дат пока не называют.
Над созданием байографа будет работать Константин Коновалов, который является одним из авторов сценария и режиссером-постановщиком. Идею фильма он вынашивал 10 лет.
"Он пришел на киностудию с этим проектом. Я еще не был тогда руководителем киностудии, а он этим проектом уже занимался. Поэтому логично, что когда он 10 лет с этим проектом, у меня не поднялась рука даже обсуждать вопрос, что я должен поручить работу какому-то другому специалисту. Хотя такие мысли были", - рассказал председатель правления Одесской киностудии и генеральный продюсер фильма Андрей Осипов.
Он также подчеркнул, что сценарий написан в соавторстве с самым известным в Украине исследователем и знатоком жизни и творчества Довженко Сергеем Трымбачем, который, в частности является литературоведом, кинокритиком, киноведом.
"Этот проект имеет давнюю историю. Костя снял еще 10 лет назад короткометражный фильм о Довженко "Одесский рассвет". Я в нем снимался. Что-то я там говорил о Довженко. Но дальше были определенные пертурбации. Я был в роли критика, и в конце концов, я надоел своей критикой. Поэтому мне сказали: "Раз ты такой умный, попробуй что-то сам написать". Это лучший способ обесточить критику", - рассказал Сергей Васильевич.
Отдельно он рассказал немного о сюжете будущей ленты. По его словам, в фильме будет показано начало дела Александра Довженко, а события будут происходить в украинской Одессе 1926 года, где была кинофабрика, на которой сформировалась украинская ячейка, что привлекало внимание тогдашних московских спецорганов.
Со слов участников проекта понятно, что в фильме попытаются показать не только историю Довженко, но и других культурных деятелей, причастных к съемкам кино. Частично лента будет неким художественным бэкстейджем.
"Мы хотим показать дух Одессы. Одесса 1926 года - это Одесса Исаака Бабеля и Юрия Яновского, Одесса Ильфа и Петрова, Катаева. В Одессе снимается кино. Здесь знаменитая кинофабрика и известнейшие актеры. Здесь работают иностранные специалисты. Кино Одесской киностудии продается за границу и приносит прибыль. Одесской киностудией руководит интересный человек - матрос-революционер Павел Нечеса, который до этого руководил Ялтинской киностудией, а отсюда уехал руководить Киевской киностудией", - рассказал Осипов.
Не обойдется и без классического любовного треугольника, в котором Довженко и Яновский влюблены в балерину Иду Пензо.
"Одно из важных мест в нашей истории занимает Яновский. Но Яновский - это не просто персонаж кинокартины или историческая фигура. Яновский - это еще и человек, который вместе с Александром Довженко влюбляется в Иду Пензо, и у них возникает не треугольник, а "l'amour à trois". Это описал Юрий Яновский в "Мастере корабля". Он сам это описал исторически в своих исследованиях. Поэтому в ленте также будет показана "любовь на троих". Лента не будет банальной", - отметил председатель правления Одесской киностудии.
Также авторы намекают о присутствии в ленте вора. Пока непонятно, это будет конкретная историческая фигура, спецслужбы или партийная верхушка.
"Здесь интрига есть историческая. Дело в том, что это 26 год. В 26 году по сути дела Москва начала наступление на Украину как таковую", - намекнул Сергей Трымбач.
Если описать сюжет будущей ленты коротко, то это будет город, который оправился от Первой мировой и Гражданской войны и уже на полную живет и процветает. Нам обещают показать: НЭП, джаз, бокс, литературу, чрезвычайную кухню, море, эпоху романтиков, писателей и молодого кино.
Одесса в одной из главных ролей
Сценарист и режиссер-постановщик Константин Коноволав не смог лично приехать на пресс-конференцию, где анонсировали съемки ленты. Но он записал короткое видеообращение, в котором заявил, что Довженко в ленте будет неразрывно связан с Одессой.
"Александр Петрович, как известно, снимал свои фильмы в самые тяжелые времена. У него был одесский период, киевский период. Был военный период, когда Довженко был на фронте военным корреспондентом.
Все его фильмы - это фильмы гения. Но мы не забываем, что Александр Довженко начал свое творчество именно в городе Одесса и город Одесса сделал его кинорежиссером. Город Одесса дал ему возможность снять его дебютные фильмы, которые до сих пор считаются шедеврами кинематографического искусства. И в это сложное время я уверен, что с помощью всех, кто нас поддерживает, мы сможем снять этот большой проект", - сказал Константин Коновалов.
Отметим, что одесситы имеют возможность сняться в киноленте "Режиссер" в качестве массовки. Дополнительную информацию узнавайте на киностудии.
Работа на улицах города
"Для нашего департамента приятно и почетно, что в Одессе снова будет сниматься большая кинокартина. История Одессы связана с тем, что она известна во всем мире благодаря литературе и кинематографу. Поэтому то, что у нас будет сниматься такая картина, которая будет популяризировать историю нашего города именно в таком контексте, о котором мы сегодня рассказывали, это уже большое дело. Думаю, все одесситы будут рады, что на улицах города будут съемочные площадки. Наша комиссия сделает все, чтобы вовремя предоставлять согласования разрешения и так далее. Мы давно говорим о том, что кино, туризм и маркетинг должны быть единым делом. Города в мире соревнуются между собой за право снимать кино. Даже в эти сложные времена, когда трудно представить вообще культурную жизнь, то, что вы выбили такую возможность снять такой фильм, это популяризация Украины, нашей культуры и нашего города", - сказал директор Департамента культуры, международного сотрудничества и евроинтеграции Одесского городского совета Иван Липтуга.
Он подчеркнул, что Довженко для киностудии, Одессы и Украины в целом важная фигура, а фильм только усилит понимание и глубину этой фигуры в культуре нашей страны.
"Довженко - коммуняка"
Команда проекта решила опередить критиков, которые непременно обвинят Александра Довженко в любви к коммунизму. Сергей Трымбач отметил, что нужно учитывать исторический контекст.
"Сейчас говорят, мол, Довженко - коммуняка и со Сталиным имел дело. Люди забывают простую вещь, что в первой половине 20 века абсолютное большинство интеллектуалов и не только советского союза на пространстве бывшей Российской империи, а вообще в Европе и отчасти в Америке были левыми. Был недавно разговор, что сейчас неомарксизм в Германии воскрес. А у нас представление, что это здесь подурели люди на маленьком пятачке. Люди моего возраста помнят, что в 60-70-е годы Франция была левой. Компартия держала стабильно второе место на выборах в парламенте. И что же плохого в левых идеях самих по себе? Другое, это то, что они вырождают. Но Довженко принадлежал к таким, которые свято верили в коммунизм. Он в Новой Каховке записывал: "Прошла мимо меня стайка девочек в красных платьицах. Я заплакал. Это шли люди будущего". То есть кажется, что он сошел с ума. Какое будущее в 54 году, когда люди жили в нищете? При том он рядом писал, как тяжело и убого живут люди. Он видел это все", - подчеркнул довженковед Сергей Трымбач.
В свою очередь Андрей Осипов отметил, что критики Довженко не всегда учитывают тот факт, что режиссер пошел на жертву, создав киноповесть "Украина в огне", на которую Сталину пришлось реагировать лично.
"Я хотел бы сказать, что те, кто критикует, они не учитывают тот исторический контекст и политическую ситуацию, в которой он жил. Осуждать может лишь тот, кто не совершал действительно каких-то поступков. Но чтобы вам показать величие Довженко, хочу привести один факт: в 1944 году, после выхода киноповести "Украина в огне" советская власть не знала, что с этим делать. Сталин лично должен был выступать в прессе с критической статьей о произведении Довженко.
Беспрецедентный пример, когда руководитель великой державы лично вынужден был реагировать, потому что вес и влияние на общество было таким, что никому бы другому не удалось погасить эту волну. Поэтому, если кто-то думает, что Довженко был прихвостнем, просто вспомните этот факт.
Второй факт - это то, что когда ему грозил арест и Довженко убегал от арестного отряда, он узнал о гибели своего учителя Хвылевого и вышел из поезда и направился в Харьков хоронить его. И говорил возле гроба, и нес гроб. Человек был не из пугливых", - подчеркнул Андрей Осипов.
"Хочется надеяться, что этот фильм, кроме всего прочего, явит нам очень яркую фигуру. Действительно гения, который пришел, увидел, что это такое и победил. И вообще, когда мне рассказывают, почему он не пошел в тюрьму? Почему не пошел в лагеря? Почему он не как Стус? Ну, слушайте, перед Стусом, безусловно, надо преклониться. Но если бы все пошли в лагеря, мы бы сегодня не говорили ни о Довженко, ни о ком-то. Да - эти люди шли на компромисс, но они удержали это небо на Украине", - резюмировал Трымбач.