"Реклама - двигатель прогресса". Это выражение слышал, наверное, каждый современный человек. Полистав страницы десятков номеров одесских газет 19 века, стало понятно, что наши предшественники следовали этому принципу еще задолго до появления этого уже "избитого" крылатого выражения.
В Одессе продавалось все - от лошадей, шляп и частных уроков музыки до свежих устриц, омаров и французской воды Виши.
В каждом номере газеты вроде "Одесский листок" или "Одесский вестник" последняя страница отводилась исключительно под рекламу, а некоторые объявления размещались сразу на первой.
Большую долю от всех объявлений занимали продажа и предоставление в аренду квартир, комнат, домов и дач. Или же, наоборот, поиск свободного жилья для семьи или студента.
Одесситы также часто предлагали свои услуги в прессе: частный учитель немецкого, французского или танцев, гувернантка, экономка, няня, выездной врач. Подобные объявления были достаточно лаконичны и стандартны, без лишних эпитетов.
Чего не скажешь о рекламе магазинов, ресторанов, многочисленных производств и культурных мероприятий. Здесь одесские предприниматели 19 века и издатели газет могли проявить творчество и рекламные техники. Они использовали различные шрифты, иллюстрации, странную верстку и интригующие заголовки, чтобы привлечь внимание потенциальных покупателей.
Уже в 1800-х годах в Одессе знали, как продать крем. Надо всего-навсего пообещать невероятный эффект в виде "неизменного вида молодости". Владелец магазина, который находился на Ришельевской, обещал гладкое, свежее и белое лицо до глубокой старости после использования крема.