Сегодня на улицах Одессы можно увидеть бесчисленное количество автомобилей. Горожан уже даже трудно удивить редкими в Украине lamborghini и Ferrari или роскошными Maybach, на фоне которых Mercedes W222 кажутся едва ли не обычными авто. А маслкары Ford Mustang или Dodge Challenger встретить в городе можно примерно так же часто, как бюджетные Daewoo Lanos. Но так было не всегда. В этом материале мы хотим рассказать о первом автомобиле, который появился в Одессе на 6 лет раньше, чем в Киеве. А также нырнуть в автомобильную тусовку конца позапрошлого века. Поговорим и о первых гонках.
Больше расскажет журналист 048.ua
Автомобильная история Одессы началась в 1891 году. Когда до появления первого авто в Киеве оставалось еще 6 лет, в Одессе горожане уже могли увидеть одну из первых в мире машин французской марки Panhard-Levassor с двигателем мощностью 4 лошадиные силы, которая принадлежала редактору местной газеты "Одесский листок" Василию Навроцкому.
Фото с ресурса panhardclub.nl
Для тогдашних одесситов первое авто выглядело как смесь кареты и велосипеда, которую в движение приводило непонятное изобретение, которое очень громко тарахтело и от него шел ужасный на запах дым.
Автомобиль не имел классического руля, а для поворотов использовался рычаг. Колеса были отлиты из цельного куска каучука, поэтому они сильно гремели по брусчатке, а по самой машине шли чрезвычайно сильные вибрации. Очевидно, что хоть о каком-то комфорте бесполезно и говорить.
Впоследствии в Одессе появились несколько автомобилей марки Benz, владельцами которых были меценат Артур Анатра и купец Федор Андреевский. А всего за десять лет автомобилей стало больше настолько, что в путеводителях по городу уже предлагали гостям посетить биржу на Дерибасовской, где можно нанять автомобиль с таксометром по цене 30 копеек за 1 версту.
Шофер Артем Ситников за рулем автомобиля А.К.Леонарда на улицах Одессы. Зима 1911г. Фото: Историческая правда
Первые ПДД
Появление автомобилей на улицах города стало причиной создания новых правил. Их написанием занялся лично городской голова. Например, из-за громкой работы тогдашних машин запрещено было управлять ими в ночное время. И вообще сначала нужно было получить разрешение на управление, которое выдавалось городской управой Одессы. А возраст будущих водителей должен был быть от 20 лет.
Фото: Историческая правда
Для получения соответствующего разрешения необходимо было написать заявление и приложить к нему чертежи машины, две свои фотографии и пройти медицинский осмотр. После получения разрешения владельцу выдавали автомобильные номера и предписание оснастить машину звуковыми сигналами, а именно колокольчиками. Потому что до этого перед автомобилем бегали местные мальчишки с криками "осторожно, автомобиль", конечно, на этом они зарабатывали. Впрочем, вряд ли колокольчики были эффективнее грохота самих авто.
Автоматический экипаж одесской семьи Конельских. Фото: Историческая правда
Что касается правил движения, то автомобилям в Одессе запрещалось ездить по тротуарам, пригородным пешеходным тропам, а также паркам, садам и площадям. В городе скорость была ограничена 13 км/ч и до 22 км/ч за его пределами. Но непонятно, каким образом власти собирались контролировать скоростной режим, если радаров еще не существовало.
Первые автомобильные аварии
Весной 1913 года в Одессе произошло одно из первых дорожно-транспортных происшествий, когда купец Пташников на углу улиц Успенской и Канатной врезался в почтовый автомобиль. Своей вины он не признал, поэтому устроил драку, после чего был задержан и доставлен в отделение полиции. Нечто подобное периодически можно увидеть и сегодня.
Со временем аварий становилось все больше. Одной из причин роста количества ДТП стали ночные гонки. Превышение скорости в ночное время в Одессе XIX века было частым явлением. А поскольку автомобиль, это вещь ценная, то владели ими и попадали в аварии состоятельные люди, значительная часть которых были наделены властью.
Автосообщество, автосалоны, гонки
Первое автомобильное сообщество в Одессе появилось в 1911 году. В то время в городе насчитывался 101 автовладелец. Среди них была одна женщина - Антонина Юльевна Малеваная, жена капитана 1 ранга. Она владела французским авто марки Clеment-Bayard, но управлял им шофер Р. Томашевский, которого можно увидеть на опубликованном изданием "Историческая правда" фото из архива.
Фото: Историческая правда
Сообщество возглавил Алексей Вассал. Он заручился помощью родственника Александра Вассала, который был известным домовладельцем. Уже через год на собственном участке Александра возвели здание клуба автомобилистов, в котором была библиотека и канцелярия, а к зданию прилегал гараж и ремонтная мастерская. Располагался клуб по адресу: улица Гаванная, 3. Тогда участниками клуба стали известные одесситы, среди которых барон Рено, Фердинанд Цорн, Яков Руссо, братья Суручан.
Темнокожий француз Б. Жиль в Одессе за рулем. Фото: Историческая правда
15 апреля 1912 года автомобильное сообщество Одессы провело в городе первую выставку. На ней было представлено около двадцати различных автомобильных марок, а также показывали автомобильные запчасти.
Разрастанию сообщества способствовало появление автосалонов. Первый открылся на Ришельевской, 15. Он принадлежал Федору Андреевскому, и это был обычный склад, на котором продавались Daimler-Benz. Вскоре у него начали появляться конкуренты, которые тоже хотели заработать на продаже автомобилей, а в газетах начала появляться соответствующая реклама. Со временем возникли и вторичные салоны, которые продавали машины с пробегом.
Когда количество автомобилей в городе значительно возросло и они уже не так удивляли людей, автовладельцы начали устраивать ночные скоростные заезды, чтобы выяснить, кто более ловкий водитель и у кого мощнее машина. Как и сегодня, такие нарушения ПДД приводили к авариям, в которых вдребезги разбивались машины.
Впрочем проводились и легальные автомобильные соревнования. Так в сентябре 1907 года провели первые гонки по маршруту Одесса - Николаев - Одесса, а спонсировал их банкир Анатра. Организатором был Василий Навроцкий, который первым привез в Украину автомобиль.
В гонке приняли участие несколько десятков авто. Маршрут проходил по голой степи. Финишировать удалось не всем. До конечной точки маршрута доехали чуть больше половины экипажей. Первым пересек финишную черту автомобиль марки Florentia, опередив на минуту Mercedes.
В дальнейшем гонки стали ежегодными. На одной из таких, которая проходила по маршруту Одесса - Овидиополь - Одесса, Сергей Уточкин развил невероятную для тогдашних авто скорость около 65 км/ч.