О чем только не писали одесские газеты прошлых веков.От судебных хроник и объявлений об открытии нового ресторана до искусства и подаренной президентом Франции градоначальнику Одессы фарфоровой вазы - все это можно найти на страницах местной прессы, которую сейчас бережно хранят в библиотеках.
Журналисты 048.ua исследовали одесские газеты 19-20 веков и нашли немало интересных историй и заметок. Приводим ниже некоторые из них.
История одного револьвера, 1912 год
На третий день в квартире Ивана Смотрицкого, в доме №55 на Рождественской улице на Слободке-Романовке, собрались гости по случаю именин. Когда гости поздно ночью начали расходиться, кто-то сказал, что ночью опасно ходить по Слободке.
- Не беспокойтесь, - ответил хозяин, - я вас проведу вот с этой штукой! При этом Смотрицкий вытащил из кармана револьвер. Жена Смотрицкого, Лукерья, стала умолять его, чтобы он спрятал револьвер. Смотрицкий начал рассматривать оружие и случайно произвел выстрел, которым ранил жену в предплечье.
Раненую отправили в городскую больницу. Присутствовавший в гостях Березницкий сделал Смотрицкому замечание за неумение обращаться с револьвером, забрал его и разрядил. На следующий день Березницкий зашел к своему знакомому Виктору Анжипаридзе - владельцу бакалейной лавки в доме №5 на Рождественской улице, чтобы рассказать о случае с женой Смотрицкого. При этом Березницкий вытащил револьвер и начал показывать, как все произошло. Анжипаридзе попросил его спрятать оружие.
- Не беспокойся, - ответил Березницкий, - я вытащил пули.
Вдруг раздался выстрел, и пуля попала Анжипаридзе в плечо. Раненого доставили в ту же больницу, где находилась жена Смотрицкого. Выяснилось, что Березницкий, разряжая револьвер, забыл вынуть одну пулю. Оружие конфисковала полиция.
Покушения на самоубийство, 1912 год
В городскую больницу в бессознательном состоянии был доставлен 12-летний мальчик Анатолий Михайлов, который принял значительную дозу нашатырного спирта. Выяснилось, что парень жил с матерью, которая вышла замуж во второй раз, на Мещанской улице. Отчим мальчика уехал на войну, оставив жену с несколькими детьми, и дома чувствовалась нужда. Михайлов плохо относился к матери, не хотел работать в мастерской, куда его устроили, и заявлял, что хочет поехать на войну добровольцем. Однажды однажды мать дала ему 50 копеек и отправила купить мыла. Парень ушел, но вечером прислал письмо, в котором сообщил, что нашел себе место в лавке на Нежинской улице и больше домой не вернется.
Через два часа Михайлова нашли на Соборной площади с признаками отравления нашатырным спиртом. Состояние юного «самоубийцы» признали безопасным.
На Садыковской улице, в доме №37, 26-летняя Киля Коломиец также выпила нашатырного спирта и была доставлена скорой помощью в городскую больницу.
В доме №35 на Ольгиевской улице пытался покончить с собой 38-летний Андрей Ильенко.
В доме №30 на Манежной улице с признаками отравления была найдена 36-летняя Надежда Любецкая.
«Обыкновенная история», 1915 год
Елене Тимошенко было всего 19 лет, когда она встретилась с молодым человеком Николаем Ананьиным, который работал в магазине Пташникова. Со временем они начали жить вместе. Вскоре девушка почувствовала, что станет матерью. Ананьин, продолжая уверять ее в своей любви, откладывал свадьбу, ссылаясь на нехватку денег. Веря и терпеливо ожидая улучшения материального положения любимого, она по его совету решила делать аборт. Это был не первый раз. Однако организм девушки настолько ослаб, что акушерка предупредила: еще одна подобная операция может серьезно навредить ее здоровью. Это заставило Елену отказаться от аборта, и она родила ребенка.
Рождение ребенка стало началом тех ужасных переживаний, из-за которых молодая девушка оказалась на скамье подсудимых по обвинению в умышленном убийстве своего сожителя Николая Ананьина.
По словам Елены Тимошенко, с момента появления ребенка на свет Ананьин начал плохо к ней относиться и оставил ее без средств к существованию. Это заставило ее обратиться к мировому судье с иском о содержании. Судья назначил выплаты по 1 рублю в месяц. Ананьин заплатил за два месяца, а в июле прошлого года его призвали в действующую армию.
В октябре Елена попросила Ананьина взять ребенка, поскольку из-за него она не могла устроиться на работу. Ананьин усомнился, что это его ребенок. Услышав этот несправедливый упрек, девушка прекратила разговор и ушла. Ананьин догнал ее, начал издеваться и плюнул ей в лицо. Этот поступок окончательно вывел Елену из равновесия, и она, не понимая себя, вытащила из кармана револьвер, приобретенный для самоубийства, и выстрелила в Ананьина трижды в упор. Ананьин скончался на месте.
Елена Тимошенко сама сообщила о совершенном убийстве полиции. Вчера она предстала перед присяжными заседателями с ребенком на руках. В искреннем рассказе она описала все унижения и переживания, которые пришлось ей пережить после рождения ребенка. Ряд свидетелей подтвердил, что подсудимая неоднократно говорила о самоубийстве, и именно этим объяснили появление у нее револьвера.
Присяжные вынесли подсудимой оправдательный приговор.