Невероятная Одесская область: семь уникальных традиций региона, - ФОТО
Уникальность Одесского региона невозможно переоценить. Разнообразие национальностей и культур, которые дружно живут в городах и селах области, делает Одесскую область такой привлекательной. Однако не каждый знает, чем неповторима наша местность.
Редакция 048.ua запускает спецпроект "Невероятная Одесская область", чтобы рассказывать о культурном наследии региона и интересные факты из истории и современности.
Поскольку Министерство культуры и информационной политики запустило флешмоб по популяризации элементов нематериального культурного наследия Украины, мы присоединимся и расскажем о семи выдающихся традициях Одесской области.
Клезмерская музыка
Особенности исполнения клезмерской музыки в Подольском районе Одесской области внесли в список нематериального культурного наследия Украины в 2020 году.
Клезмерская музыка неразрывно связана с местной культурной жизнью. Этот яркий вид народного традиционного искусства и неотъемлемой частью духовного и культурного наследия общин района. Название происходит от еврейского "кли-земер" (музыкальный инструмент).
Клезмер - это музыка, которую играют на свадьбах. Это оркестровая музыка, бытует на территории г. Кодымы, сел Загнитков, Шершенцы, Алексеевка, Грабово и пользуется большой популярностью среди разных возрастных и социальных групп населения.
На протяжении более 150 лет клезмерская музыка была доступна всем. На территории Кодымского района и соседних районов проживают украинцы, евреи, молдаване. Поэтому и репертуар коллективов сформирован на базе бытово-обрядового музыкального фольклора этого региона.
Среди жителей Кодымского района, по данным на 2020 год, существует 9 музыкальных групп, практикующих клезмерскую музыку.
Рождественский обряд "Мошу"
Орловка Измаильского района - единственное бессарабское село, жители которого и раньше отмечали Рождество 25 декабря и придерживались этой традиции из поколения в поколение.
На Рождество все съезжаются в родной дом - из других городов и стран. Хозяйки на летних кухнях готовят традиционные национальные блюда: сармали (маленькие голубцы в виноградных листьях), домашнюю колбасу, холодец из поросячьих ножек, к которым подается очень крепкий хрен на красном вине, фриптуре, что переводится как "то, что из печи". Но мясные блюда должны подождать - 24 декабря последний день поста.
Этой ночью жители Орловки не спят, ведь "Мошу" может прийти в любой момент. Во дворе включают свет и ждут колядников. Все это время семья проводит за разговорами.
Село условно делят пополам, на две части - "Кятре" и "Педуре", в каждой в ночь с 24 на 25 декабря ребята колядуют.
Атрибуты начинают готовить задолго: маску Мошу изготавливают местные мастера. Ее делают из шкур коз и кроликов и украшают ремешками, конским волосом, нитками, цветами и лентами. Также ребята самостоятельно должны изготовить мечуке - полуметровую дубину из рогозы, с большой ручкой, туго стянутую проволокой.
Образ "Мошу" - самая главная фигура праздника: маска подобна наряду шамана первобытного племени. На кожаном поясе прикрепляют большие колокола - те, что обычно надевают на шеи быков. Когда Мошу бежит или пританцовывает, слышен характерный звон.
Вечером 24 декабря на каждой половине села собираются холостые парни, которые отслужили в армии. Они одеваются в военную форму: одна часть села - в тельняшки, бушлаты и бескозырки, другая - в камуфляж десантников и пограничников. Таким образом, две команды, две "армии", во главе которых стоит свой Мошу, легко различить.
Каждая из двух "армий" делится на две группы: чата маре (большая группа) и чата Мошулуй (группа Мошу). За ночь они должны обойти все дворы. В Орловке около тысячи домов, таким образом каждой команде за ночь необходимо поколядовать в пятистах домах. Чтобы успеть, колядники вынуждены передвигаться бегом. Если Мошу пропустил какой-то двор, то это считается плохим знаком: следующий год принесет несчастье.
Заходя в дом, где есть незамужние девушки, хозяева дают колядникам калач, который символизирует осуществление желания девушки выйти замуж в следующем году. Команды собирают калачи на одну длинную палку. Калач является символом женского начала, а палка - мужского. Первоочередная задача: надо превзойти "конкурирующую фирму", которая колядует на второй половине села, по количеству собранных калачей.
И вот во дворе появляется "Мошу" в сопровождении "чата Мошулуй". На вопрос ребятишек, почему Мошу настолько страшный, взрослые отвечают: "Чтобы злые духи испугались". "Мошу", откидывая корпус назад, активно двигает бедрами, от чего звенят все его колокола. Тем временем его воины неистово бьют по земле "мечуками". Дубинами молотят не только во дворах, но и по всему пути следования - по дорогам и тротуарам, прогоняя из села нечистую силу.
Утро. В центр села стягивается народ. Каждый уже отметил праздник бокалом вина и закусил только что вынутым из печи сармале. Воцарилось настроение. Снова слышны звуки кларнетов и барабанов - оба Мошу на подходе.
Чата маре и чата Мошулуй, забегая в каждый дом, постепенно приближаются к центру села. Как у одной, так и у второй группы уже по три шеста с калачами. В девять утра, чаты пересекают условную границу, за которую не имели права переступить ночью, и бросаются колядовать на "чужой территории" с целью собрать как можно больше калачей.
Еще час - и Мошулы под звуки уже удвоенного ансамбля постепенно сходятся в центре села. Вокруг масок в хороводе стремительно несутся "телохранители", танцуя неистово, из последних сил. Наконец два хоровода соединяются в один большой, и Мошулы в диком, доисторическом танце сходятся друг с другом.
Главные герои праздника, судя по всему - не злейшие враги, а добрые соперники. Предводителей поднимают на плечи, придерживая за бритвы, и Мошулы на глазах у всего народа преподносят друг другу дары.
Начинается кульминационное действо - состязание, схватка, битва. Она проходит без кровопролития: сильнейшая рать определяется переталкиванием. Колядующие группы вновь поднимают своих предводителей вверх, как флаги, и армия наваливается на армию. Начинается бешеная давка, из последних сил. Жители деревни яростно болеют - каждый за своих. Но вот один из Мошу потерял равновесие и сброшен. Победившая сторона ликует.
Традиция приготовления рыбной ухи
Исторически культура приготовления и потребления ухи была распространена среди сообщества рыбаков, однако сегодня она бытует почти в каждой семье города Беляевки.
Это блюдо готовят на обед или ужин, довольно часто потребляют на завтрак; это обязательное блюдо во время семейных собраний или праздников, блюдо выходного дня, которое подходит на природе, во время рыбалки и т.д., блюдо сегодняшнего дня общины.
Погруженный в народную традицию общины, рецепт ухи передается преимущественно в домохозяйствах, от одного поколения к другому; состоит он из свежей, только что выловленной рыбы разных видов, реже свежей рыбы, которую можно приобрести у рыбаков на местном базаре, корни петрушки, картофеля, лука, моркови; важную роль в рецепте играет качество воды и соотношение пропорций рыба-вода, должно быть один к одному, различные специи, преимущественно перец, соль. Все это томится на огне длительное время.
Отдельно готовят приправу, которая называется "саламур" и состоит из специй - чеснока, перца, соли, и разбавляется только что сваренной ухой; добавляются томаты, все составляющие должны быть качественными и свежими, от этого зависит, как будет смаковать блюдо.
Не менее важным является способ подачи с целым протоколом: как разместить блюдо, когда добавить соус, как распределить блюда в большой семье, как помочь детям во время трапезы или общественно-культурных событий. Рыба с овощами подается на большом блюде, посыпается свежей зеленью, отдельно подается уха в большой чашке, каждый желающий по собственному вкусу может добавить в нее саламур или полить им рыбу.
Традиция приготовления милины
Милина распространена в селах, где компактно проживают болгары, в частности по всем селам юга Одесской области: Заря, Кулевча, Кирнички, Банновка, Васильевка, Новотрояны, Делень и др.
Милина - традиционное блюдо в виде начинки, завернутой в тонкое, как папирус, тесто. Начинку укладывают в подготовленную форму и заливают смесью яиц и сметаны, затем выпекают в специальной печи, хотя сейчас используют также и духовые шкафы.
Обычно используют стандартные ингредиенты для начинки: сыр, брынзу, яйца, сметану, однако могут добавлять и фрукты или ягоды. В пределах одного села рецепты и секреты приготовления милины различаются в каждой семье, но в основе всегда лежат одни общие правила.
В селе Заря милину готовят двух видов. По типу обработки теста раскатывается скалкой до прозрачности, или тесто растягивают руками. А по способу укладки в форму для выпекания бывает "редена" (болг.) или "положена" (уложенная рядами), или "вита" (болг.) - закрученная.
Милину готовят накануне важных семейных праздников, свадьбы, крестин, закладки нового здания, празднования нового года и тому подобное.
Метод строительства "сухая кладка"
Традиционным строительным ресурсом части Одесской области является природный песчаный камень, получивший название "дикарь" - сокращенно от дикий камень.
Используется в методе строительства "сухая кладка" - камень кладут просто на камень и не применяют никакого другого материала, кроме - иногда - смеси песка с известью, воды и глины.
Устойчивость различных конструкций обеспечивается тщательным подбором и размещением камней, которые обычно грубо обтесаны или иногда вообще не обтесаны. Такой камень собирают или во время очистки полей от камней, или добывают на месте.
Метод складывания камня на камень в селах Загнитков, Алексеевка, Шершенцы на Кодымщине получил название "мур". Такие сооружения в виде подпорной стены обеспечивают систему укрепления грунтов, которая применяется во многих населенных пунктах Кодымского района.
Характерная конструкция, встречающаяся также на других территориях Одесской области, выполнена из грунтовых камней без черновой обработки, сложенных без помощи какого-либо типа строительного раствора, полностью сухим способом, и от этого происходит ее название.
Культура приготовления и потребления плацинды
Речь идет о традиции в селах долины реки Фрумушика. Плацинда - одно из самых популярных традиционных блюд Бессарабии.
Традиция приготовления и культура потребления плацинды в долине реки Фрумушика присуща не только для этнических молдаван, но и для представителей других национальностей.
Культура приготовления бессарабской плацинды состоит из рецептуры, технологии ее приготовления, она определяет способы заготовки и хранения ингредиентов, входящих в ее состав.
Самый распространенный список ингредиентов, используемый для приготовления и способ приготовления плацинды:
-замешивание теста (вода, мука, яйцо, соль);
-отстаивание теста в течение 15-20 минут;
-приготовление начинок:
Варианты соленых начинок: брынзу (овечью или коровью) натирают на терке (возможно добавление мелко нарезанного укропа); капусту моют, нарезают тонкими небольшими полосками и тушат на сковороде под крышкой, добавляя мелко нарезанный репчатый лук, соль и столовую ложку уксуса; картофель и лук чистят, нарезают тонко и мелко, добавляют черный молотый перец и соль.
Варианты сладких начинок: яблоки моют, чистят от серединки, натирают (перед использованием добавляют сахар); вишни моют, удаляют косточки, перед использованием сливают сок и добавляют сахар; тыкву моют, очищают от шкурки и семян, мелко нарезают или трут на терке, добавляют сахар.
Традиция приготовления и потребления обрядовых хлебов в Одесской области
Ко Дню Святого Георгия в селе Криничное Болградского района принято готовить специальный хлеб.
Традиция выпекания пяти обрядовых хлебов из одного замеса и праздничного ритуала их употребления на День Святого Георгия практикуется почти 200 лет болгарским этническим меньшинством.
Из теста хозяйка делает пять хлебов: Боговица (в честь Бога и св. Богородицы), Рангель (в честь св. Архангела Михаила), Каравай (в честь св. Георгия) и две Ушчарьки (символ праздника).
На праздник в пять часов дня каждая хозяйка приносит на коллективную трапезу на улице обрядовые хлеба собственного изготовления, сковороду с Курбаном, зеленый лук, чеснок и вино. Еда раскладывается на столах, размещенных вдоль улицы, за которыми собираются все жители улицы.
Читайте также: Тест на настоящего одессита: как хорошо вы знаете местную кухню, - ТЕСТ.