Есть чем гордиться: в чем уникальность традиций украинских регионов
Пока одни разрушают и уничтожают, другие - восстанавливают и берегут. Годами россияне пытались стереть украинскую историю, ее культуру и неповторимые традиции, и продолжают делать это сейчас. Но мы выстоим. Нам есть чем гордиться. Каждый уголок нашей страны уникален. Каждый регион - отдельная Вселенная, знания о которой передаются от поколения к поколению и тщательно оберегаются.
Подтверждение этому можно найти в Национальном списке объектов нематериального наследия Украины - официально задокументированных их уже почти 70. Все это - традиции, обычаи, праздники, обряды, знания, навыки и мировоззрение украинского народа. Рассмотрим самые интересные.
Киевщина
Киевский регион - место знаменитых бортников, ведь именно здесь во времена существования Киевской Руси приобрела популярность неповторимая традиция - особая форма пчеловодства, в которой пчелы селились в дуплах деревьев - бортях. Лесное пчеловодство считается одним из древнейших промыслов, а бортничество - его гуманная альтернатива. Оно появилось, когда люди поняли: первобытный способ собирать мед, разоряя гнезда и убивая пчел, является жестоким и вредит природе.
Знания о бортничестве накапливались в течение длительных наблюдений за пчелами и передавались из поколения в поколение. Бортники научились создавать искусственные помещения для пчел, поднимать и устанавливать бревна на дерево.
В начале марта и до мая бортники шли в лес и чистили ульи и борта от умерших за зиму пчел, паутины и мусора. Затем, для привлечения нового пчелиного роя, который должен был прилететь и заселить улей, они обрабатывали борти изнутри специальным раствором, который изготавливался на основе меда и сотов. Осенью бортники добывали мед и воск, а для того, чтобы пчелы перезимовали, оставляли примерно треть меда в улье.
По данным этнографов, во многих селах Киевского Полесья вплоть до Чернобыльской катастрофы борти и бревна оставались основным типом ульев.
В Украине по сей день бортничают более 100 семей. Они до сих пор используют старые бортные деревья, которые передавались по наследству, практикуют старинные способы подъема на дерево, изготавливают ульи-колоды традиционными инструментами, делают свечи.
Львовщина
Украинское народное декоративное искусство имеет уникальный пример - Яворовскую забаву.
История яворовского искусства имеет глубокие корни, уходящие в древние времена. Архивные материалы свидетельствуют о наличии деревообрабатывающих цехов и развитие художественного производства, проведение ярмарок в Яворове, что на Львовщине, еще с XV века. Исследователи связывают забавкарство с XVII веком, когда первые игрушки изготавливались в столярных цехах и домашних мастерских, а производители приспосабливались к потребностям рынка и создавали игрушки разных видов.
Настоящий расцвет этого дела начался после основания профессиональной Забавкарской школы в ноябре 1896 года. В 1905 году Забавкарская школа перебралась в новое помещение, расширила специализацию и получила название Государственной школы древесного промысла. Для сбыта яворовских игрушек в 1930 году даже создали специальную кооперативную оптовую компанию.
Для создания игрушки использовали натуральную древесину. В древности применяли только осину, ведь ее было достаточно много. Она мягкая и светлая, поэтому из нее легко создавать элементы для игрушки. Сегодня используют также древесину других пород, в том числе иву и липу.
Яворовская игрушка имеет свой уникальный стиль росписи, основу которого образуют традиционные орнаментальные мотивы: листочки, цветы, кружельца, лепестки и тому подобное. Главные цвета - зеленый, красный, желтый, белый, коричневый и черный.
Формы игрушек также были очень разнообразными. Мастера производили их в виде людей, животных, звуковых игрушек и моделей музыкальных инструментов, мебели, орудий труда, хозяйственного инвентаря, транспортных средств и оружия. Кроме того, среди яворских игрушек нередко встречались игрушки, формы которых не имеют аналогов в природе и предметном мире.
Днепропетровская область
Днепропетровщина принесла украинскому нематериальному наследию Петриковскую роспись. Название деятельности пошло от Петриковки - села, где зародилось это особое искусство декоративной отделки домов и других предметов быта.
Считается, что петриковская роспись имеет происхождение от древнего обычая разрисовывать стены крестьянских домов. В разные периоды этот обычай был распространен во многих частях Украины, при этом каждый регион имел свои уникальные особенности. Обычно внешние стены домов перекрывались росписью каждой весной или дважды в год. Кроме стен, росписью украшали бытовые предметы из дерева и других материалов, особенно свадебные сундуки. Позже появились так называемые "мальовки" - росписи на бумаге, которые мастера могли подготовить заранее и украсить внутренние стены домов.
Одной из главных характеристик этой росписи является ее уникальный растительный орнамент, в частности цветочный. Он базируется на изучении природных форм местной флоры и создании фантастических цветов - "лучка" и "кучерявки", а также листьев, бутонов и "папоротника".
В росписи распространены мотивы цветов из садов и лугов, а также ягод калины, клубники и винограда.
Еще одна интересная особенность: все мастера петриковской росписи выполняют свои работы без предварительного намеченного контура.
В петриковской росписи традиционно использовались собственноручно добываемые краски из растительных материалов, таких как травы, листья, ягоды и цветы, которые варили по специальной технологии. Например, красный цвет получали из вишневого сока, зеленый - из пырея и листьев паслена, синий - из цветов подснежника. Различные оттенки желтого создавались с помощью лепестков подсолнечника, луковой шелухи и коры яблоневых ростков. Краски разводили на яичном желтке и молоке, а закреплялись вишневым клеем или свекольным сахаром. Впоследствии были разработаны фабричные красители, и только после войны стали использовать гуашь и акварель.
Что касается инструментов для росписи, они также имели природное происхождение. Использовались палочки из ростков деревьев, стебли болотных трав, в частности оситняги и рогозы, а также самодельные кисточки из кошачьей шерсти. Мастера также использовали собственные пальцы как инструмент для создания разнообразных цветочных узоров и композиций.
Запорожье
Запорожский край отмечен в списке объектов нематериального наследия не очень украинским, однако не менее ценным объектом. Речь идет о традиции приготовления эт аяклак - национального блюда мелитопольских караимов.
Очевидно, у украинцев и караимов много общего. И это не только земля. В Мелитополь первые караимы приехали в середине ХІХ века. Их выгнала с полуострова Крымская война. И караимское национальное сознание после распада Советского Союза возрождалось параллельно с украинским.
На сегодня караимские пирожки с мясом являются наиболее известным блюдом и кулинарной визиткой караимов Мелитополя и других караимских общин Украины, Польши и Литвы.
Караимская кухня отличается своеобразным сочетанием разнообразных видов баранины с тестом, что придает ей особый вкус. Одно из самых известных блюд - караимские пирожки, которые готовились с использованием слоеного теста и начинки из сырой рубленой баранины. В зависимости от материального положения, разные слои населения добавляли в начинку пирожков либо мясо, либо картофель, чтобы сделать их более сытными.
Для приготовления теста использовался специальный курдючный жир, который придавал пирожкам характерный вкус. Караимские пирожки всегда имели изогнутые края в форме полумесяца, а на их поверхности делали два небольших отверстия, позволяющие бульону проникнуть внутрь. Пирожки готовили на костре, используя специальный тандыр, который накрывали котлом и присыпали углями. Впоследствии их стали печь на древесном угле на специальном мангале. Сегодня для этого используют электрические и газовые духовые шкафы.
Одесская область
Культура традиционного овцеводства Бессарабии и знания, связанные с ним - так звучит один из объектов нематериального наследия Украины родом из Одесской области.
На протяжении сотен лет отары овец являются неотъемлемой частью жизни жителей безграничных степей Бессарабии. Овечья брынза, вкусная баранина, изящные шерстяные одеяла и тканые ковры являются символами этого края, а традиции их изготовления передаются из уст в уста долгие годы.
Овцеводство является большой частью культуры многонациональной Одесской области. Оно широко практикуется как в семьях, так и на крупных фермерских хозяйствах. Среди них выделяется один из крупнейших в Европе овцекомплексов под названием "Фрумушика - Новая", расположенный в 160 км от Одессы. Интересный факт: в 2017 году там установили памятник овцеводу - он стал самой большой в своем роде статуей в мире.
Неудивительно, что одним из любимых видов мяса жителей Одесской области является баранина. С ней готовят множество интересных блюд.
Кроме того, ценится в регионе и овечья шерсть. Например, в селе Котловина Измаильского района сохраняется уникальная традиция ручного изготовления шерстяных одеял и матрасов. Местные ремесленники умело используют овечью пряжу для вязания одежды: свитеров, носков и поясов. В прошлом это ремесло развилось в отдельную промышленность - производство ткацких ковров. Кроме того, из шкур овец, известных как смушки, изготавливаются полушубки, дубленки, жилеты и шапки, которые местные жители носят как в повседневной жизни, так и на праздничных событиях в холодное время года. Одежда из овечьей шерсти стала неотъемлемой частью одежды пастухов и подчеркивает их уникальный стиль и традиции.
Харьковская область
Харьковщина может гордиться своей уникальной традицией - коцарством. Такое название имеет неповторимое искусство создания вертикальных шерстяных ковров-коцев, которые производятся на специальных станках. В этих коврах каждый ряд ворсовых узлов сочетается с несколькими рядами "уток" - поперечными строчками, которые вместе с основой создают полотняное сечение и гладкое ткачество. Именно присутствие широкой полосы гладкой ткани между ворсовыми рядами и использование длинного ворса делают коци особенными среди махровых ковров.
Мастерство коцарей заключается в точном расчете длины и толщины ворсовой нити, чтобы избежать ненужных выступов в готовом изделии. Ворс должен создавать однородную, плотную текстуру и точно передавать задуманный рисунок.
Характерные черты харьковских ковров включают ворс длиной от 4 до 15 см и простые геометрические рисунки. Состав ковра включает центральную часть и несколько рядов каймы, окружающих его.
Коцарство как ремесло пришло на территорию современной Украины с мастерами, которые поселились за валом Харьковского городища на территории пригородной Залопанской слободы еще в XVII в. Уже в начале XVIIІ века оно приобрело признаки промысла, а сейчас знания коцарства дошли до нас только благодаря отдельным умелым рукам мастериц, которые уже не используют его для заработка на жизнь, а ткут только для удовлетворения своих семейных нужд. И, конечно, чтобы передать это уникальное искусство своим потомкам.
Культура приготовления украинского борща
Одним из самых известных и главных объектов нематериального наследия украинцев является культура приготовления борща. Борщ присутствует абсолютно в каждой украинской семье, однако от региона к региону рецептура его приготовления несколько отличается (или отличалась в разные периоды истории):
- Винницкая область: добавляют законсервированную заправку с луком, болгарским перцем, томатами.
- Волынь: добавляют кровь только что заколотого кабана (цвет: насыщенно-бордовый (почти черный)).
- Днепропетровщина: бульон делают на поджаренном мясе; добавляют чернослив.
- Донетчина: добавляют консервированные (малосоленые) помидоры для более кислого вкуса.
- Житомирщина: добавляют засушенные фрукты (яблоки, груши)
- Закарпатье: добавляют пикницу (домашняя колбаса на свинине и говядине), корень сельдерея, Эрос Пишту (перемолотый перец чили с солью) (цвет: золотисто-багряный).
- Запорожье: бульон делают из свиных ребрышек; в заправку добавляют сахар для карамелизации овощей.
- Ивано-Франковская область: добавляют гуслянку (взбитая сметана), буженину.
- Киев: свеклу измельчают на терке, чтобы она дала больше сока и цвета; добавляют чеснок.
- Киевская область: добавляют диетическое мясо (индейку, кролика, курицу).
- Кировоградщина: основу для борща делают из томатов; добавляют копченую грушу (цвет: рубиново-красный)
- Луганщина: при варке борща добавляют сушеные яблоки (цвет: бледно-розовый со светло-коричневым оттенком).
- Львовщина: добавляют нечищеную свеклу для более насыщенного цвета и вкуса.
- Николаевщина: бульон делают из белой свеклы; добавляют черноморские бычки.
- Одесская область: добавляют красную и белую свеклу; бульон делают куриный со шкварками из куриной кожи.
- Полтавщина: добавляют галушки и укроп.
- Ровенская область: зажарку делают на сале, добавляют много укропа.
- Севастополь: зажарку делают, добавляя сахар и небольшое количество уксуса.
- Сумщина: добавляют свежие яблоки для сладкого/кислого привкуса (цвет: светло-красный (почти розовый)).
- Тернопольщина: добавляют свекольный квас для насыщенного цвета и грибы.
- Харьковщина: к зажарке добавляют томатную пасту, натирая много чеснока.
- Херсонщина: зажарку делают на тертых томатах, добавляя сахар (цвет: насыщенно-оранжевый).
- Хмельницкая область: добавляют много фасоли, поджаренное сало.
- Черкасская область: зажарку делают на смальце и томатах, добавляя лимонную кислоту.
- Черновицкая область: бульон варят на гусином мясе, добавляют чернослив.
- Черниговщина: добавляют домашнюю томатную пасту, черный перец (горошек).
На примере главного национального блюда можно понять, какие мы разные. Но есть то, что нас объединяет.