• Главная
  • "Над художниками-евреями Одессы есть застарелое проклятие": что известно о несправедливо забытых мастерах кисти
13:42, 22 сентября
Надежный источник

"Над художниками-евреями Одессы есть застарелое проклятие": что известно о несправедливо забытых мастерах кисти

"Над художниками-евреями Одессы есть застарелое проклятие": что известно о несправедливо забытых мастерах кисти

Искусствовед Владимир Островский провел встречу, посвященную малоизвестным одесским художникам еврейского происхождения.

Лекция состоялась в рамках дней еврейской культуры и была бесплатной для всех желающих по предварительной регистрации. На мероприятии побывала и журналистка 048.ua.

В одном из выставочных залов одесского музея западного и восточного искусства постепенно собирались слушатели, пока не осталось свободных мест. На встречу пришли люди разных поколений и предпочтений, однако все были объединены одной целью - послушать рассказ искусствоведа Владимира Островского, который он назвал «Еврейские художники Одессы, о которых вы ничего не знаете».

Мероприятие началось с демонстрации искусствоведом художественной энциклопедии из домашней библиотеки.

«Я бы сказал, что в какой-то степени над художниками - евреями нашей Одессы есть такое застарелое проклятие. Мы даже если и видим картины еврейских художников, говорим класс и нам нравится, но в отличие от других произведений, через несколько дней мы уже и фамилии автора не вспомним. Мне стало очень интересно, и я решил найти корни этого явления», - отметил лектор.

"Над художниками-евреями Одессы есть застарелое проклятие": что известно о несправедливо забытых мастерах кисти, фото-1

Изучая причины малоизвестности еврейских художников, Владимир Островский начал со своего полного собрания художественной энциклопедии 1914-1915 года издательства.

По его словам, в энциклопедиях советских времен узнать что-то о художниках еврейского происхождения было почти невозможно. Поэтому он обратился к более раннему изданию, чтобы найти там хоть какую-то информацию.

«В энциклопедии я нашел раздел «Евреи в искусстве». Там говорилось о том, что евреи талантливы в музыке и литературе, но очень малоталантливы в живописи. Это связали с тем, что евреи десятилетиями жили в угнетенном состоянии, тяжело работали и жили в темных помещениях, где должны были прислушиваться не идет ли какой-то господин, чтобы предложить подработку, не идет ли пристав, чтобы забрать что-то, поэтому у большинства евреев плохое зрение, но очень развит слух. Я читал и не верил глазам, кажется с тех пор евреям и выделили нишу в музыке, но не в искусстве», - отметил искусствовед.

Антисемитизм в СССР проявлялся во многих сферах - от бытовых отношений до государственной политики. После вступительного слова гостям города демонстрировались работы и автобиографии одесских художников - евреев.

Теофил Фраерман

Теофил Фраерман родился в Бердичеве в 1883 году, но вскоре семья переехала в Одессу. Там он подрабатывал маляром и мечтал стать художником, что в конце концов и осуществилось - он стал учеником Кириака Костанди. Он имел достаточно состоятельных родителей, поэтому через четыре года обучения Теофил отправился в Мюнхен. Поняв, что стремится к новым знаниям, он отправляется в Париж, однако родители уже не смогли поддерживать его финансово.

В это время он был в трудном финансовом положении. Поступив в парижскую художественную школу, он смог улучшить свое материальное положение благодаря тяжелому труду и большому спросу на его работы. В это время он взял псевдоним Тео Фра. В 1917 году Фраерман вернулся в Одессу, вероятно, из-за болезни матери, но больше не смог уехать. Он присоединился к Обществу независимых художников, а впоследствии стал руководителем Музея западного и восточного искусства. В 1930-х годах большевики начали обвинять его в «формализме» и «космополитизме», из-за чего он потерял работу и был изолирован в художественных кругах. С тех пор и до смерти Теофил остерегался выставлять свои работы, опасаясь преследований. Сейчас его картины высоко ценятся, но большинство работ до сих пор не найдено.

Амшей Нюренберг

Амшей Маркович Нюренберг родился в Елисаветграде в 1887 году. С 1904 по 1910 он учился в Одесском художественном училище у Кириака Костанди, затем уехал продолжать обучение в Париж, откуда вернулся в Одессу в 1913 из-за проблем со здоровьем. Он делил мастерскую в Париже с Марком Шагалом, с которым потом поддерживал отношения всю жизнь, был активным участником одесского Общества независимых и даже собирался в свое время поехать вместе с Яковом Зминой в Палестину и организовать там Академию современного искусства.

Встретил революцию и в 1917-м руководил в Одессе Комитетом по охране памятников, много раз был на грани жизни и смерти. Волна интереса к творчеству Амшея Нюренберга возникла в 2006 году, когда в Израиле открылась выставка работ «одесских парижан», привезенных в Эрец-Исраэль Яковом Зминой. 22 апреля 2010 года треть этой коллекции (86 работ) на торгах аукционного дома «Сотбис» в Нью-Йорке купил Фонд украинского авангардного искусства.

Давид Тихолуз

Давид Тихолуз родился 11 декабря 1954 года в Одессе. Поступил в Одесское художественное училище с эстетическими предпочтениями. Воспитывал его дядя, художник одесского Худфонда.

Выставка его работ состоялась лишь раз, 2 декабря 2008 года, во Всемирном клубе одесситов, когда коллекционер Вячеслав Выродов показал первую персональную выставку Давида Тихолуза, а по сути и первую выставку в жизни художника.

В своей речи на открытии он сказал лишь: «Чтобы работать, надо работать», - вспоминает Владимир Островский.

До этого ни одна его работа не выставлялась. Он был художником, который не хотел кричать о себе, а считал, что надо просто создавать и работать, а работы сами скажут за себя. Давида Тихолуза не стало 8 декабря 2010 года.

Сандро Фазини

В конце XX века в украинской еврейской семье родился мальчик, который получил мировую славу. Его настоящая фамилия - Файнзильберг.

А называл он себя именем Сандро Фазини. С детства он имел страсть к искусству и уже в юности начал сотрудничать с различными журналами. Именно тогда, создавая многочисленные иллюстрации и обложки для альманахов, он взял псевдоним в стиле итальянского имени - Сандро Фазини.

В Одессе он работал в разных направлениях авангарда и также занимался фотографией. Однако после революции 1917 года для художников наступили тяжелые времена, и Сандро решил эмигрировать. В конце концов, ему удалось бежать во Францию, где он стал известным художником Парижской школы и экспериментальным фотографом. Однако с приходом Гитлера к власти ситуация снова усложнилась - еврейских художников начали преследовать, а их работы уничтожать. В 1942 году Сандро Фазини вместе с женой был арестован и через два года казнен в Освенциме. На родине его имя стало известным лишь недавно, и теперь Сандро считается украинским художником.

«Все меняется и в наше время уже проходят выставки, на которых рассказывают о таких художниках, процесс уже пошел», - говорит лектор Владимир Островский.

Фестиваль «Дни еврейской культуры» в Одессе проходит с 15 по 22 сентября.

Мероприятие посвящено богатому еврейскому наследию города, известного своими талантливыми писателями, художниками, музыкантами и учеными.

В рамках фестиваля участники могли наслаждаться театральными творческими вечерами, дискуссиями, спектаклями и концертами, подготовленными еврейским сообществом города.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Одесса #одесситы #культура
0,0
Оцените первым
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Объявления
live comments feed...