• Главная
  • Пианорассветы у моря: история Игоря Янчука - музыканта, ставшего символом Одессы
15:01, Сегодня
Надежный источник

Пианорассветы у моря: история Игоря Янчука - музыканта, ставшего символом Одессы

Пианорассветы у моря: история Игоря Янчука - музыканта, ставшего символом Одессы

Пианорассветы и пиано-вечера. Эти слова у одесситов ассоциируются с морем, солнцем и музыкой, а еще с Игорем Янчуком - пианистом родом из Переяслава, который почти год назад приехал в Одессу на несколько дней поиграть у моря на пианино - и остался, став символом утра для многих горожан.

Как зародилась такая идея, трудно ли просыпаться до восхода солнца и какие планы на будущее после года концертов в Одессе имеет Игорь - узнавала журналистка 048.ua.

Из какого города вы родом и как музыка появилась в вашей жизни?

Я родом из Переяслава. Это город, в котором я родился и вырос. Впервые музыка появилась в моей жизни, наверное, из музыкальной школы, но это было желание родителей, сам я хотел быть похожим на Брюса Ли и Джеки Чана, ходил целый год на Ушу, пока кружок не закрыли. Фильмы с этими актерами тогда были очень популярны и о музыке я не думал, пока отец, который в то время работал в доме культуры, не привез домой списанное старое разваленное пианино, и не знал, что с ним делать. Мы отремонтировали его, а потом как-то в гости пришла моя бабушка, увидела пианино и спросила: «а чего Игорек ничем не занимается», и так семь лет я ходил в музыкальную школу.

Продолжили ли вы дальше заниматься музыкой?

После музыкальной школы я никогда не думал, что жизнь меня вернет к музыке, никаких планов не было идти в высшее учебное заведение по этой тропе, хотя музыкальную школу закончил с красным дипломом, на тот момент я был в 10 классе. Пошел учиться в колледж связи на факультет менеджмента, потом армия, а дальше уже универ связи. Работал в разных сферах. Продавал билеты на театральные представления, одежду, телефоны, 5 лет работал в социологии.

Что заставило вспомнить о музыке и вернуться к пианино?

Где-то в 2007 году в свое время со мной случилась такая история, которую психологи называют депрессия. Делал некоторые вещи, которые можно было и не делать, просто по глупости, и чувство вины меня съедало изнутри, я не знал, что с этим делать. На помощь пришла музыка, музыка маэстро Людовика. Тогда был популярен один фильм, и все саундтреки к нему были написаны итальянским композитором Людовиком Эйнауди, тогда я для себя его и открыл. В те времена в Переяславе начал появляться интернет, можно было послушать и даже скачать ноты. И тогда я вспомнил, что когда-то ходил в музыкальную школу, пианино не продал, но его крышка не открывалась 7 лет. Когда сел играть, почувствовал что это мое, и пальцы все помнят, и все получается и желание появляется.

Как повлияла музыка на вашу жизнь, после четкого понимания, что вам это по душе и вы хотите этим заниматься в дальнейшем?

Время от времени играл друзьям, но в 2007-2009 годах у меня была такая компания, что наши встречи были только чтобы пообщаться и выпить алкоголь, каждый раз, когда предлагал сыграть и играл несколько композиций, они говорили «да ну, давай лучше по 50», и это меня угнетало. Однажды сказал им, что мне не нравятся такие встречи и мне не интересно, с тех пор все изменилось: и компания, и направления развития.

С 2013-го вы начали заниматься общественной деятельностью в Переяславе. Расскажите, что удалось сделать с помощью музыки.

С новыми знакомыми, преимущественно музыкантами, мы начали выступать и давать небольшие концерты, фестивали, создавали квартирники, присоединилось много талантливых людей, так зародилась наша организация «Джем Толока». Толока - это древний славянский обычай взаимопомощи, особенно в небольших городах, когда люди объединялись и хорошее дело какое-то делали. Вот я, например, если организовываю толоку, приглашаю тебя поработать, но ты знаешь, что денег я не дам, но накормлю и какие-то интересные мероприятия после устрою, и в следующий раз, когда ты меня позовешь работать, я так же приду. Вот и была одна из главных идей основания нашего дела. Мы поняли, что это больше, чем творчество, и после наших выступлений в городе остается какое-то благоустройство. В рамках концерта мы собирали донаты и говорили, что вместо разбитых бетонных скамеек сделаем новые арт-скамейки. Людям нравилось, подключались и мастера, которые рисовали на них, эти скамейки стоят до сих пор. Так удалось навести порядок не в одном сквере.

Как зародилась идея играть на рассветах в Одессе?

В 2017 меня пригласил играть в Киеве композитор Кирилл Костюковский, его проект называется «Пианофуникулер». Эта история меня вдохновила, я понял, что это важно для людей, люди подходили и благодарили. После начала полномасштабного вторжения я вернулся в Киев в мае, и до октября прошлого года я играл там, но уже давно вынашивал идею поиграть на берегу моря. 1 октября я приобрел пианино и совместил это с международным днем музыки. После концерта, на следующий день, решили с друзьями попить какао на рассвете, а я пианино не забирал в тот вечер, и подумал: было бы здорово поиграть друзьям на рассвете. Когда приехал, открыл пианино, напротив меня стало вставать солнце, и это настолько меня зарядило, я помню аж плакал от радости. Я играл и людей почти не было, но этот рассвет попал к одному фотографу, и он сделал лучшее фото для меня: когда я играл для солнца, а солнце смотрит на меня. Лина - мое солнце, с которым я встречался, смотрит на меня. Это фото и вдохновило меня вернуться впоследствии в Одессу и сыграть уже публично. Людям понравилось, они спрашивали, буду ли я играть еще, поэтому решил остаться.

Расскажите о вашей мечте, которую удалось воплотить в жизнь благодаря вашему труду.

Как-то меня пригласили представители Офиса Президента сыграть на параде ко Дню Независимости на 30-летие, меня заметили на «Пианофуникулере» и пригласили сыграть. Я сначала думал, что это так шутят, но нет. 112 минут музыки, и тогда она еще не была написана, ноты мне дали за 2,5 недели до выступления, пришлось по 10 часов учить. Когда все прошло наилучшим образом, я попросил вместо гонорара реализовать мою мечту. Тогда в Киев как раз приехал маэстро Людовик Эйнауди. Это именно тот человек, который вдохновил меня вернуться в 2007 году к пианино. Билеты уже было не достать и тогда я попросил вместо гонорара за выступление несколько билетов на концерт и личную встречу с ним. Я имел возможность сказать все, что думаю, прямо ему в лицо. Я чувствовал, что это моя мечта и я здесь и сейчас стою с ним. Мы обнялись сфотографировались, дал автограф и он сказал мне тогда: «ты все правильно делаешь, слушай свое сердце, куда бы оно тебя не вело». Я вышел будто как после бани, такая легкость была».

Как в Одессе сохраняется пианино, когда вы куда-то уезжаете или плохая погода, ведь оно остается на улице?

Здесь есть люди, которые присматривают за ним, и оно хранится под чехлом, но было такое, что шторм дважды переворачивал его. Влага влияет на инструмент, и я понимал, что он временный - на год или два. На влагу я никак не повлияю, поэтому играю только в хорошую погоду. Пока служит, до тех пор и использую.

На инструменте во время игры стоят яблоки и открытки с изображением вашей игры у моря, расскажите об этом.

На концерт собираются люди со всей страны, и даже других стран, поэтому хотелось на память что-то людям оставлять. Каждая открытка имеет свой рисунок, это уже как традиция. А яблоки - это для тех, кто не успел позавтракать, это мой украинский «apple music», они заряжены. Я их называю «яблоки мгновения», я лично их мою и они позволяют полноценно прожить этот момент.

Трудно ли вам просыпаться до рассвета для того, чтобы сыграть утром?

Я уже привык, но раньше было тяжело. Я встаю за час до рассвета и я неподалеку живу. Это делается для людей, они мотивируют. Сейчас я уже не играю два концерта в один день, это раньше я и на рассвете и вечером играл, но это достаточно сложно, приходят много людей, поэтому надо восстанавливаться. Поэтому сейчас один день - один концерт.

Как происходит концерт во время воздушной тревоги?

Я не тревожусь, когда слышу воздушную тревогу или взрывы, начинаю играть свою авторскую мелодию, которая так и называется «Воздушная тревога». Она была написана в первые дни после 24 февраля 2022, поэтому, играя ее, я как бы успокаиваю пространство и людей, я не отменяю концерт, а люди сами принимают решение, идти или оставаться.

Кроме благоустройства Переяслава вы также начали обустраивать побережье на Ланжероне, что удалось сделать?

В ноябре 2023 года мне захотелось какой-то подарок Ланжерону сделать, потому что посмотрите на него, ему реально не хватает благоустройства. А что не хватает? Ну лавочек банально, тогда появилась идея с пиано-скамейкой, которая реализовалась только в этом году. На скамейку с нотами произведения «У Черного моря» задонатило около 150 человек. Когда люди увидели ее - захотели еще, так и появилась вторая, рядом с пианино, под которым сейчас сидят люди. А урну захотела подарить городу одна из одесситок, и сделали ее также в музыкальном стиле.

После года концертов в Одессе, планируете ли посетить другие города Украины?

Вырисовывается новая карта «пианорассветов». Кроме Одессы и Киева, хочется сыграть в Днепре, Харькове, Полтаве и Чернигове, туда приглашают чаще всего. Выбираю локацию, где встречают рассветы, покупаю кому-то уже ненужный инструмент и нахожу мастеров для наладки и все.

1 октября исполняется год, как Игорь Янчук играет для одесситов и гостей города на побережье Ланжерона. По этому случаю пианист приглашает всех желающих прийти на его концерт в 18:00.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Одесса #интервью #пианист #море
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Объявления
live comments feed...