Одесса - Крым - Одесса (ФОТОРЕПОРТАЖ)
Одесский журналист Максим Войтенко побывал в горячей точке Украины. Свои впечатления о референдуме, зеленых человечках и настроениях крымчан автор описал в фоторепортаже:
Этот материал я написал в понедельник после двухдневной поездки на выходных по Крыму. После двух суток скитания по полуострову, восьмичасовой гонки от Симфа в Одессу и пары часов сна.
Решение ехать в Крым на выходные посмотреть своим глазами на происходящее и референдум появилось спонтанно. Друг и коллега Александр Сибирцев написал, что он тоже планирует, и понеслось…
Выезжаем на машине в пятницу. Рюкзаки и карманы тщательно проверены – у меня, к примеру, вечно по карманам валяются патроны от травмата и прочие некошерные вещи. Журналистские ксивы прячем поглубже, мы - мирные жители.
Трасса на Крым при нас не напоминает военные сводки – разве что в районе Николаева высоко над дорогой пролетают два истребителя. В Херсоне висят растяжки о том, что надо вступать в местную самооборону, а на выезде из Цюрупинска за мешками с песком прячутся местные дружинники и осматривают проезжающие мимо машины. Посты ГАИ большей частью занимаются своей привычной деятельностью – перераспределением материальных ценностей.
Пост мы встречаем, уже подъезжая к Армянску – там на дороге бетонные блоки, чтобы машины не шли на прорыв. Молодой пограничник с калашом проверяет документы и спрашивает, куда едем, рядом развевается украинский флаг – граница то есть. Нейтральная полоса весьма большая – километров 8-15, на ней – автозаправка, непонятно к кому относящаяся. Дальше – крымские блокпосты. Там – вежливые вооруженные люди проверяют документы, заглядывают в машину, спрашивают, куда именно едем. Дальше по дороге виден боец с надписью «Беркут» на спине. Потом – вояки, бронетранспортер, военный госпиталь, костры – больше не видно из-за наступившей темноты. Очередь на границе есть из-за фур – проверяют все. Два блокпоста – и мы в Армянске.
А дальше – абсолютно темная и в меру плохая дорога на Симферополь. Сибирцев включает на полную громкость «Лента за лентой», и мы несемся по Крыму – полный сюрреализм. Блокпостов нет, вертолетов в воздухе тоже – уже темно, вечер. В саму крымскую столицу въезжаем спокойно – на въезде нет КПП, гаишники на улицах без калашей. Тишь да покой. Гостиница наша спрятана где-то на окраине так, что и мы ее находим только с помощью GPS, и то бродим потом возле здания, пытаясь понять, гостиница это или склад. Знакомые симферопольцы, узнав, где мы живем, долго расспрашивают, где вообще находится эта улица и что за район.
С одной стороны, неудобно, с другой – к моему давнему другу и коллеге из всеукраинского издания парой дней ранее уже пришли «на разговор» и посоветовали «не врать о ситуации в Крыму». С нами все проще – любые зеленые человечки, титушки и «самооборонцы» во время похода к нам потеряются по дороге. Если у них нет GPS-навигатора, конечно.
Утро в Симферополе уже напоминает о том, что там что-то происходит – в центре маршируют казаки, видно оружие. Да, везде растяжки «Крым-Россия» и подобные – в день тишины перед референдумом. Но мы уезжаем на южный берег. А там самое интересное, поскольку в Ялте, Гурзуфе и прочих городах района почти нельзя понять, что что-то происходит. Да, нет украинских флагов и одни российские. Да, у начала знаменитой ялтинской набережной стоит агитационная палатка, недалеко от «Макдональдса». Но – это всё. Улицы забиты людьми, гуляют ленивые милиционеры и цепляются к отдыхающим. Семьи с детьми, голуби, море, торговцы сувенирами – очень расслабляющая атмосфера.
И полное отсутствие зеленых человечков и военной техники на дорогах.
А вот в Севастополе все уже чувствуется. На въездах в город двойные блокпосты самооборонцев – местные и привозные казаки. На одном скучают, в том числе и два мужика предпенсионного возраста с охотничьими ружьями, смотрится очень колоритно. Да, там на КПП стоят большие иконы Божьей Матери. И шмонают уже прилично – даже под коврики в машине заглядывают и рюкзаки выворачиваем. Впрочем, к ноутбукам и простеньким фотокамерам не цепляются, просто спрашивают, техника для личного использования или как. Нас предупреждают, что в воскресенье в город лучше не соваться – режимный объект в день референдума. Вообще очень спасают одесские номера и паспорта с одесской пропиской. Со львовскими номерами и прописками мы бы далеко, я думаю, не уехали. На блокпостах фотографировать при желании можно – если повезет, со словами «а вот мы тут на память хотим фоточку сделать». И себя на фоне нужного объекта.
В самом Севастополе – атмосфера лихорадочного энтузиазма. На улицах – палатки – раздают ленточки, газеты. Добровольцы выборочно проверяют документы у подозрительных людей. Разговор такой: «Покажите документы, хотите, покажу свой паспорт в ответ». На окраинных дорогах уже встречаем военные грузовики, а на выезде из города – армейскую колонну. «Тигры», грузовики, кажется, легкая бронетехника. Танков не видно. Хотя через переправу в Керчи технику гонят потоком – тут друг подтверждает. Где ее прячут – непонятно. Или вокруг Керчи, или в тайных подземных бункерах, или на бортах сумрачных путинских подводных лодок. Но по факту забитых колоннами дорог мы не видели. Возможно, это есть в районе Керчи.
Проезд на заблокированный россиянами украинский военный аэродром Бальбек закрыт – дорога заблокирована, в нашу сторону разворачиваются стволы, и мы уходим обратно. Возможно, есть другой проезд или можно пройти пешком, но времени у нас мало. А с этого участка дороги, где блокпост, все выглядит очень грустно – до наших заблокированных вояк даже не докричишься, так и сидят они там в осаде.
Ситуация с военными частями вообще очень странная. Мы были у одной, возможно, в других расклад отличается. Так что буду говорить о том, что видел. Подъезд к центральному КПП заблокирован зелеными человечками, перед ними самооборонцы – нас на пускают ближе метров двадцати к проходной. Но разрешают фоткать. По периметру части роют окопы, на позициях видны станковые пулеметы, стоянка военной техники, часовые, солдатики с лопатками. Человечки интервью не дают, но дают с собой пофоткаться и шутят. Оружие – от калашей с гранатометами и без до винторезов, лица у многих закрыты.
А вот задний КПП - подходи кто хочешь. Ни «чебурашек», ни самооборонцев. Мамы носят солдатикам еду, по части маршируют бойцы, техника стоят на своих местах. Разве что за воротами торчат БМП и грузовик – чтобы не выломали эти самые ворота. Странная очень картинка. Говорим с нашими вояками – есть договоренность о «нейтралитете», сейчас все тихо. Все журналисты (а иностранных видим очень много) снимают нужную картинку с зелеными человечками у центрального КПП.
На двух обследованных избирательных участках тоже тишь да покой – сидят охранники-волонтеры, скучают, люди голосуют. Ксивы уже можно «светить», как и полученные уже в Крыму аккредитации – глава участка записывает нас в список – все как на одесских участках. Позже узнаем про разборки на одном из симферопольских участков – с участием Алексея Гончаренко, но у нас всё тихо, слава Богу. Ко времени нашего приезда самооборонцам явно дали приказ прессу не гасить или, во всяком случае, гасить несильно.
Вообще ситуация в Крыму весьма странная. Блокирование частей, штурм их, похищение и избиения журналистов. Накануне появилась информация о найденном трупе татарина со следами пыток. Но все это происходит весьма точечно. Севастополь – центр Симферополя- военные части – некоторые избирательные участки. В остальных местах - тишь да покой. Весьма напомнило посещенные мной ранее Израиль и Ливан – разборки, стрельба и временами ракеты и включения всех мировых телеканалов с одной площади города и полное спокойствие в десяти километрах оттуда….
Из Крыма на Одессу уходим уже в темноте. Объявлены предварительные результаты референдума, и в городе массовое гуляние – напоминает местный день рождения Одессы. Толпы с детьми, много выпивших, большой концерт, бэнды на улицах, кто-то обертывается в российский триколор и слышны крики «Россия! Россия!», в воздухе висит всеобщее счастье. Через часа два вроде должно выступать «Любэ», Верховный Совет Крыма под охраной казаков. Центральные улицы частью перекрыты, частью забиты гуляющими и веселящимися людьми – долго крутим к выезду по переулкам и идем «вслепую» по навигатору, на выезде едва не врубаемся с автопробег с российскими флагами. Вопросов о настроениях в Симферополе и Севастополе больше не имею – все своими глазами видел. А вот с татарами, конечно, всё сложнее.
На блокпостах у Армянска из-за воскресенья пусто. На выезде с полусотрова – два самооборонца с автоматами, на въезде в Херсонскую область к нам подходит один пограничник. Темно, сильный ветер, дождь, и даже уже показываемые журналистские ксивы не тормозят нас – проскакиваем пулей. Через сколько-то часов выскакиваем на Одесское шоссе – название радует. Уже не Южнобережное, не Ялтинское и не Евпаторийское. Мы почти дома…
Все фото: Максим Войтенко