Нейтральность так и майнит: секреты выживания в идеальный криптошторм от Сергея Тронь
На рынке криптовалют продолжается медвежий тренд. При сравнительно невысоком курсе растут затраты на электроэнергию. В таких условиях сохранять рентабельность и масштабировать бизнес удается только лидерам рынка. Но и они понимают, что будущее индустрии могут обеспечить только углеродная нейтральность и следование ESG-стандартам в целом. Так, White Rock Management украинского инвестора Сергея Тронь, работающая в Швеции и США и планирующая открытие новых мощностей в штате Вайоминг, недавно присоединилась к соглашению Crypto Climate Accord, предусматривающему достижение нулевого уровня нетто-выбросов криптоиндустрии к 2030 году. Еще одна свежая инициатива от игроков рынка – Sustainable Bitcoin Protocol (протокол сертификации «зеленого» биткоина), который будут получать те майнеры, которые используют возобновляемые источники энергии. Возникновение подобных экологических инициатив иллюстрирует убежденность лидеров рынка в том, что только такой подход обеспечит легализацию в национальных регуляторных и законодательных системах и будет стимулировать рост зеленой энергетики для удовлетворения потребностей майнеров.
Кризис дает новые возможности (но не всем)
Ключевые актуальные вызовы крипторынка лежат на поверхности. Сравнительно низкий курс при углубляющемся энергетическом кризисе и растущих ценах на электроэнергию. Многие майнеры, вложившиеся в покупку дорогостоящего оборудования при курсе $60 тысяч теперь, когда курс стал втрое ниже, вынуждены продавать свои технические ресурсы, множество мелких и средних игроков заканчивают свою майнерскую карьеру банкротством. В то же время для расчетливых крупных крипто-акул нынешний период – окно возможностей.
«Все знают библейские формулировки о тощих годах, приходящих на смену тучным. Стагнация всегда сменяет рост. И наоборот. Надо помнить об этом и быть к этому готовым. Сегодня те крупные компании, которые об этом помнили, могут в несколько раз дешевле купить оборудование для майнинга, потому что многие инвесторы хотят его продать. Цена на «фермы» упала в несколько раз. А новое оборудование позволяет открывать дополнительные дата-центры, развивать бизнес. Что, собственно, мы и делаем. В частности, в штате Вайоминг планируем открыть новый центр обработки данных», - отмечает Сергей Тронь.
Эксперты говорят о важности лидерства украинских компаний в криптоиндустрии, подчеркивая, что блокчейн становится одним из новых магистральных путей мирового технологического развития.
«Блокчейн охватывает все больше отраслей – от сферы финансов, производства и реализации продукции, сферы услуг, медицины, транспортных перевозок и заканчивая компьютерными играми, – считает экономист, экс-председатель правления банка Юнекс Борис Кушнирук. Этот процесс еще на этапе развития, и у украинских компаний есть возможность занять ведущие позиции на этом рынке с соответствующим ростом их капитализации в миллиарды долларов».
«По распространению криптовалютных технологий Украина входит в ТОП-5 стран мира, наши компании играют весомую роль на рынке. Этот тренд был до войны, и в ближайшее время может еще усилиться, несмотря на медвежий рынок, а возможно – и благодаря ему», - уверен экс-советник главы Ассоциации украинских банков, финансовый аналитик Алексей Кущ.
Впрочем, курс и растущие цены на электроэнергию не исчерпывают список ключевых проблем индустрии. Не менее остро стоят вопросы роста потребления энергии майнерами, увеличения экологического ущерба и признания майнинга национальными законодательными и регуляторными органами. И все эти вопросы тесно связаны между собой.
Все потому, что кто-то слишком много ест
В июне Сенат штата Нью-Йорк принял закон, запрещающий открытие новых майнинговых ферм, работающих на углеродной энергии. Эта инициатива также предусматривает запуск исследований воздействия ферм для майнинга на окружающую среду. Решение Нью-Йорка – наглядная иллюстрация опасений властей во многих странах. Майнинг обуславливает огромные энергозатраты.
Агентство Блумберг подсчитало, что в конце 2021 года в сутки на майнинг на планете уходило около 91 ТВт*ч, что уже сопоставимо с энергопотреблением таких стран, как Пакистан, Ирландия или Гонконг. В свою очередь, журнал Nature Sustainability в своем исследовании установил, что затраты энергии на майнинг некоторых криптовалют сопоставимы и даже превышает энергозатраты на добычу металлов эквивалентной стоимости.
С ростом потребления растет нагрузка на национальные энергосистемы, а с ней увеличиваются и выбросы углекислого газа в атмосферу в результате использования традиционных источников энергии для удовлетворения потребностей майнеров. Американская Национальная лаборатория Ок-Ридж подсчитала, что при сохранении темпов и методов развития криптовалют менее чем за три десятилетия выбросы CO2 могут привести к превышению установленного безопасного порога роста глобальной средней температуры, так называемой «цели двух градусов».
Включить нейтральную
Именно поэтому среди лидеров индустрии набирает популярность тренд поиска и внедрения решений по углеродной нейтральности майнинга. Крупные инвесторы стремятся к жёсткому соблюдению ESG-стандартов и переходят на работу с возобновляемыми источниками энергии: ветряные, солнечные или гидроэлектростанции.
Более того, в отдельных случаях криптокомпании не только выходят на нейтральность, но и углеродную отрицательность – обеспечивают значительное сокращение выбросов углекислоты в атмосферу. Так, например, мощности WRM Сергея Тронь в штате Техас работают на электроэнергии, получаемой от преобразования так называемого факельного газа.
«Мы поддерживаем только чистый майнинг, – рассказывает предприниматель, – В Швеции работаем от ВЭС и ГЭС, используя избыточную энергию, на которую нет покупателя. Что касается Техаса, то это нефтяной штат. Один из побочных продуктов добычи – газ, который сжигается. В результате работы подобных факелов ежегодно в мире в атмосферу попадают продукты сгорания объемом свыше 400 млн тонн в эквиваленте CO2. Ну а мы используем электроэнергию установок по преобразованию этого газа, таким образом сокращая выбросы».
Эксперты отмечают, что для компаний, планирующих долгосрочное развитие на западных рынках, стратегия углеродной нейтральности является безальтернативной.
«Сейчас это один из ключевых маркеров успешности. Мировая экономика переходит в формат «зеленой» энергетики. Ведущие западные страны вводят различные побудительные механизмы. Например, «зеленый налог» или налог на углеродный след. Если в товарах будет выявляться количество условного углерода, то тогда они будут облагаться специальным налогом. «Зеленый» тренд – он сейчас один из основных и будет в ближайшее десятилетие основополагающим. И все инвестиции будут иметь «зеленый» маркер. Привлекать инвестиции можно будет только в том случае, если они соответствуют углеродной нейтральности, не загрязняют природу», - отмечает Алексей Кущ.
«Сегодня углеродная нейтральность технологий делает их привлекательными для бизнеса, населения и государства. И это вопрос не только экологически чистого воздуха. Это также осознание объективной ограниченности добывающих энергетических ресурсов. Поэтому развитие крипторынка и вообще блокчейна должно основываться на технологиях, которые не имеют ограничений, связанных с энергоресурсами», - соглашается Борис Кушнирук.
Крупнейшие участники рынка уже объединились вокруг нескольких инициатив, призванных сделать майнинг углеродно нейтральным.
Например, Sustainable Bitcoin Protocol (протокол сертификации «зеленого» биткоина). Этот протокол предусматривает получение сертификата за каждый добытый биткоин майнерами, которые используют ВИЭ. Авторы инициативы отмечают, что это позволит вести переговоры с властью о более активном развитии «зеленой» энергии. В перспективе экологический протокол направлен на то, чтобы сделать биткоин одним из самых мощных климатически положительных активов планеты.
«Среди майнеров есть тенденция к переходу на «чистую» энергию. Компании хотят работать по протоколу устойчивого развития, что позволит обеспечить стабильность майнинга, планировать развитие на долгосрочную перспективу», — отмечает в комментарии Cointelegraph Эллиот Дэвид, глава отдела климатической стратегии и партнерства в Sustainable Bitcoin Protocol.
Еще одна инициатива – уже упомянутое соглашение Crypto Climate Accord, к которому кроме WRM Сергея Тронь присоединились более 250 компаний, работающих в сфере криптовалют, финансов и технологий. Документ обязывает подписантов к 2030 году добиться нулевых нетто-выбросов. Для этого предлагается разработать и внедрить соответствующие стандарты, которые позволят перейти на работу с возобновляемыми источниками энергии.
Много зеленого майнинга – много зеленой энергетики
Сергей Тронь отмечает, что разработка новых стандартов для развития индустрии – совместная задача для участников рынка.
«Индустрия будет развиваться в любом случае. Вопрос в темпах и пользе, которую она принесет цивилизации. Уже понятно, что технология блокчейна, как таковая, даже без привязки к криптовалютам – это фундаментальная технология ближайшего будущего, которая будет использоваться в самых разных сферах. В то же время любые попытки запретов в современном мире непродуктивны и дают обратный эффект. Например, Китай запретил майнинг, чтобы улучшить экологию. Майнеры переехали в другие страны, а доля ВИЭ в энергосистеме уменьшилась на 20%», – констатировал предприниматель.
Лидеры рынка все чаще высказывают парадоксальную, но подтвержденную опытом мысль о том, что ответственные майнеры могут не только удерживать свои фермы в рамках углеродной нейтральности, но и стимулировать развитие зеленой энергетики. Как, собственно, СЭС и ВЭС, так и предприятий по преобразованию вредных отходов в электроэнергию.
Майнеры ищут возможности размещения ЦОДов в регионах, где есть факельный газ или тех, где производится биотопливо из сельскохозяйственных отходов. На самом деле майнеры сосредоточены не только на строительстве майнинговых ферм, но и стремятся построить устойчивый и ответственный бизнес, который может быть углеродно- отрицательным», – отмечает Скотт Оффорд, владелец Scott’s Crypto Mining в своем комментарииCointelegraph.
«Для кого-то это прозвучит неожиданно, но ответственные майнеры выступают катализатором развития инфраструктуры, в частности энергетической. Они создают мощный рыночный запрос, стимулирующий активность производителей ВИЭ и конкуренцию между ними. А это, кстати, снижение цен для рядовых потребителей (собственно, в США майнеры, покупающие у городов излишки электроэнергии, уже снижают цены для городских общин). А развитие инфраструктуры – это новые рабочие места, налоги, экономический рост», – дополняет Сергей Тронь.
Эксперты согласны с тем, что зеленый майнинг криптовалют будет создавать спрос на зеленые источники энергии, что будет стимулировать развитие ВИЭ.
«Это мощный стимул. Использование ВИЭ может стать тем рычагом, который поможет преодолеть инвестиционную узкость перехода. Она заключается в том, что зеленые технологии очень дорогие. Всегда есть искушение перейти на «грязные» технологии с точки зрения источников энергии. Криптовалюты как высокодоходный финтех будущего вместе с «зелеными» технологиями могут создать компенсаторные механизмы и формировать конкурентные преимущества», - полагает Алексей Кущ.
В свою очередь Борис Кушнирук убежден в необходимости формирования целенаправленной государственной политики, связанной с содействием инвестициям и развитием технологий, которые позволят обеспечить максимальное использование возобновляемых источников энергии.
«Речь идет не только о технологиях производства электрической и тепловой энергии с помощью возобновляемых источников, но и их аккумуляции», - отмечает эксперт.
Мы нужны друг другу: ответственный майнинг как возможность развития региона для властей
Переход на зеленый майнинг и нахождение компромисса с местными властями и национальными регуляторами – определяющие отраслевые тренды.
«Регулирование становится более важным, чем когда-либо прежде, для криптомайнеров, особенно в США. Американская индустрия все больше осознает, что если сама не предложит оптимальные механизмы, то в дело могут вмешаться различные уровни власти», – считает Скотт Оффорд.
В свою очередь, Сергей Тронь считает, что власти будут заинтересованы в инвестициях в углеродно-нейтральные (а тем более – углеродно-отрицательные) активы, отмечая, что ряд руководителей американских штатов демонстрируют прогрессивный подход к регулированию криптоиндустрии. В качестве примера предприниматель привел штат Вайоминг, где White Rock Management открывает центр обработки данных.
«Власти штата, в частности, сенатор Синтия Ламмис, приняли ряд законов, упрощающих работу компаний, которые занимаются цифровыми активами и блокчейном.Меня вдохновляет, что власти штата хорошо понимают, что блокчейн – это не только криптовалюты. Но и, в первую очередь, одна из основополагающих технологий будущего, которое наступает уже сегодня. Уверен, что вскоре подход Вайоминга станет глобальным трендом», - отметил Сергей Тронь.