Как открыть бизнес в Румынии?
Желание начать свой бизнес периодически сталкивается с массой трудностей: начиная от юридических формальностей и заканчивая прочей бюрократией. Но по сравнению с остальными странами, Румыния имеет более выгодные условия для старта. Стабильный рост экономики и гибкие законы создают хорошую обстановку для раскрутки любого проекта. Что же стоит взять на заметку, когда планируешь официально начать собственное дело в этой европейской республике?
Плюсы и минусы бизнеса в Румынии
Уникальный статус члена Евросоюза позволяет приезжим предпринимателям выбирать самые удобные параметры кредитования и налогообложения. Так что, пользуясь свободой, будущие бизнесмены могут создать несколько типов фирм сразу в разных городах, а общий капитал распределить, снижая любые риски. Но кроме очевидных привилегий, стоит выделить и более практичные плюсы:
отсутствуют ограничения в количестве сотрудников (иностранцев);
минимальный уставной капитал (теперь может быть от 50 USD);
возможность оформить регистрацию компании в режиме онлайн;
право купить или взять в долгосрочную аренду недвижимость;
отсутствие валютного контроля при операциях в евро и долларах;
интуитивно понятная организационная форма ведения бизнеса;
прямой выход на рынок ЕС (через 27 дружественных стран);
довольно быстрый процесс официальной регистрации компании;
лёгкость комплаенса при открытии баланса и проведении платежей;
шанс нерезидента быть директором без разрешения на работу;
возможность оформить вид на жительство в Европе.
Самое главное, что на территории Румынии действует самый привлекательный налоговый режим для скромных компаний (чей годовой оборот не превышает 1 млн. евро). Тогда сбор на прибыль составит около 1% от оборота на фирме с одним или несколькими сотрудниками или ровно 3% для предприятий, вовсе не имеющей штата. Сейчас наиболее распространенной организационной формой ведения бизнеса в стране является общество с ограниченной ответственностью – SRL (Societate cu Raspundere Limitata). Когда как налоги самозанятого лица и ИП тут не пользуются популярностью, ведь они не могут воспользоваться льготным налоговым режимом в размере 1/3%.
Впрочем, минусы при запуске бизнеса в Румынии тоже есть: всем иностранцам придется выделить дополнительные расходы на услуги опытного нотариуса для оформления документов и переводчика для их легализации. Также нужно иметь ввиду и второй изъян – факт, что процедура открытия счета в государственном банке для внесения уставного капитала тянется долго и обходится недешево.
Формы ведения предпринимательства
Согласно местному закону 31/1990 «О коммерческих компаниях», каждый имеет право создать предприятие по одному из установленных шаблонов:
- уполномоченное физическое лицо (PFA)
Практичная форма бизнеса, где допускается осуществлять любую деятельность, используя в основном собственную рабочую силу. Данная схема запрещает нанимать третьих лиц для услуг в той сфере, где уже была зарегистрирована организация. Но даже роль полноправного хозяина всё равно обязывает иметь центральный офис на территории страны.
- индивидуальное предприятие (II)
Универсальная хозяйственная кооперация, открытая на имя физлица, в рамках которого владелец может нанимать сотрудников по трудовому договору. Хотя такой аналог ИП формально не является юридическим лицом, его тоже необходимо внести в базу Национального бюро торгового реестра округа.
- общество с ограниченной ответственностью (SRL или SRL-D)
Очередная разновидность компании, которая была запущена одновременно несколькими лицами для ведения коммерческой деятельности. Особенностью схемы считается тот нюанс, что участники несут общую ответственность за обязательства фирмы в рамках своего взноса. А статус «D» могут получить лишь местные фирмы, где числится ровно 5 членов группы, работа ведётся по новому виду профилю и главой назначен кто-то из участников сообщества.
- акционерное общество (SA)
Организация, созданная путём объединения людей, добровольно делающих вклад в формирование капитала через акции, чья стоимость влияет на выгоду между всеми участниками. Общество может быть как открытым (напрямую продавать ценные бумаги всем заинтересованным), так и закрытым (с правом реализовать акции только внутри собственной компании). Согласно румынским законам, второй вариант фирмы априори не может быть крупнее 50 особ, что тоже регулирует обмен долями.
- коммандитное общество (SICS)
Специфичная компания, где одновременно с участниками, реализующими предпринимательскую деятельность, дополнительно выделено место на одного или нескольких вкладчиков. Именно они частично несут риск всех убытков, связанных с функционированием бизнеса, в границах собственной доли. Но с юридической стороны они не участвуют в жизни фирмы.
Алгоритм открытия бизнеса иностранцу
Прежде, чем запускать собственное дело, надо иметь хотя бы теоретический план развития бизнеса. Такая база поможет чётко понять в каком направлении стоит идти и предоставить хорошие гарантии партнерам или банку. Тут важно описать особенности предпринимательства именно на румынской территории: учесть схемы налогов, правила аренды, актуальные цены и иные финансовые моменты. Чем детальнее и точнее всё будет просчитано наперёд, тем надёжнее будут выглядеть ваша идея на практике.
Далее идёт этап получения разрешения. Обычно готовый план отправляют в Центр по содействию торговле и иностранным инвестициям вместе с запросом о выдаче одобрения на открытие компании. После оформления заявки следует подождать 60 дней: за этот срок комиссия вынесет вердикт — положительный ответ считается поводом для открытия бизнес-визы.
Затем на очереди будет долгожданное разрешение на въезд в страну. Для всех иностранных бизнесменов длительное пребывание в Румынии ради открытия своей фирмы по умолчанию предусматривает подготовку визы типа D/А. Весь процесс подготовки займёт максимум 30-45 дней. Упомянутое разрешение выдают в государственных дипломатических представительствах или визовых центрах после личной встречи. Но параллельно с запросом надо также собрать определённый пакет документов:
заполненная по шаблону заявка;
действительный загранпаспорт;
решение центра (актуально 6 месяцев);
выписка из банка о балансе средств (от 500 EUR);
подтверждение с места проживания;
действующая справка о несудимости;
медицинская страховка (договор);
квитанция об оплате госпошлины.
Только после перечисленных формальностей необходимо приступать к самому главному – к сбору бумаг для регистрации компании. Запрашиваемые пакеты различаются в зависимости от требуемого типа (например, для LLC или SA досье будет собрать куда сложнее, чем для PFA).
Можно уверенно заявить, что в современном мире Румыния является одной из самых перспективных европейских юрисдикций для малого бизнеса (особенно торгового профиля или IТ-компаний). Учитывая продуманную логистику и простую схему налогообложение, процесс выхода на рынок будет сопряжён с минимальными рисками, а начинающие предприниматели вместо банальных формальностей сумеют уделить максимум сил удачной стратегии продвижения.
При открытии бизнеса вы вносите свой вклад в экономику Румынии, создавая рабочие места для местных жителей. Это может положительно сказаться на вашем статусе в стране и повысить ваши шансы на то чтобы получить румынское гражданство. Однако стоит отметить, что получение гражданства в Румынии – это длительный и сложный процесс, который требует строгого соблюдения всех правил и законов страны. Рекомендуется обратиться за помощью к квалифицированным миграционным юристам Migration Union, чтобы получить подробную информацию о требованиях и правилах, связанных с открытием бизнеса и получением гражданства в Румынии.